Мифы и реальность кредитования в Украине 24.02.2020
В последние годы кредитование в нашем государстве не развивается. Да, правительство предлагает льготные кредиты для малого и среднего бизнеса, но что делать компаниям, которые под критерии льготной программы не подпадают? // 24.02.2020
Тем более что объемы финансирования по программе не могут удовлетворить нынешние кредитные аппетиты всей экономики. Так что попробуем разобраться, почему кредитование не развивается и как этому помочь.
В Украине доля кредитов, предоставленных банками частному сектору, неуклонно снижается начиная с 2014 года и по состоянию на конец 2019-го составляла около 25%, а без учета проблемной задолженности — менее 15%. И в первом, и во втором случае это наименьший показатель в нашем восточноевропейском регионе.
Остатки по кредитам, предоставленным бизнесу за 11 месяцев прошлого года, по сравнению с началом 2019-го сокращаются практически по всем видам экономической деятельности, сопровождаясь снижением как задолженности по чистым кредитам, так и резервов под обесценивание кредитов (см. табл.).
Параллельно уменьшается кредитование предприятий малого и среднего бизнеса. По информации Минэкономики, за два года оно сократилось на 18%, до 263 миллиардов гривен (по состоянию на 1 октября 2019 года). Доля банковского кредита в капитальных инвестициях предприятий за последние пять лет уменьшилась почти вдвое и на сегодняшний день составляет всего 8% от общей суммы средств, инвестируемых предприятиями в это направление. Банковские кредиты преимущественно направляются в торговлю и отрасли с низкой добавленной стоимостью (около 60% от общей суммы выданных кредитов), удовлетворяя потребности предприятий в оборотном капитале, при этом практически не обеспечивая расширенного воспроизводства их производственных мощностей. В частности, доля кредитов, предоставленных предприятиям машиностроительного комплекса, в котором основные фонды играют ведущую роль, составляет менее 2%.
Банки все больше отходят от кредитования реального сектора экономики — покупают ОВГЗ, депозитные сертификаты НБУ и активно развивают кэш-кредиты. Если проанализировать вложения банков в ценные бумаги и другие финансовые инвестиции (за исключением государственных банков, потому что там значительная доля ОВГЗ в балансах возникла вследствие их докапитализации государством), наблюдается рост вложений частных банков в ценные бумаги и другие финансовые инвестиции. Эти вложения в общих активах увеличились за два года на 9 процентных пунктов, до 17,5%. Соотношение ценных бумаг и других финансовых инвестиций к кредитам банков выросло за два года на 12 процентных пунктов, до 24,7%.
Потребительское кредитование на протяжении последних двух лет увеличивается темпами свыше 30%. Оно представляет больший интерес для банков из-за более высокой маржинальности. Но это консервирует бедность и усиливает риски финансовой стабильности из-за возможных неплатежей заемщиков в перспективе. Кроме того, потребительское кредитование — это, как правило, финансирование импорта при отрицательном сальдо торгового баланса, что в перспективе может оказать негативное влияние на курс гривни.
Также потребительское кредитование — это вызов социальной политике государства (кредитуются в основном малообеспеченные граждане). Бессмысленно пытаться бороться с бедностью, увеличивая минимальную зарплату, если она направляется на погашение кредитов и космических процентов. Реальная бедность и социальная напряженность будут только усиливаться.
Считаю, многие из нас задумывались над вопросом: почему в Украине не развивается кредитование, несмотря на то, что это приоритетное направление согласно стратегии НБУ?
Обсуждаются практически одни и те же причины: некого кредитовать, неэффективная судебная система, высокая доля проблемных активов. К этому перечню НБУ также добавляет высокую учетную ставку (одну из самых высоких в мире в 2019 году).
Согласен на 100% с перечисленными выше причинами, но есть и другие, которые в том числе зависят от НБУ и также отрицательно влияют на развитие кредитования.
Мы все знаем, что НБУ на протяжении 2018–2019 годов проводил жесткую монетарную политику. В результате этой политики у нас были одна из самых высоких учетных ставок в мире в 2019 году и наибольшее укрепление гривни относительно доллара США (почти 20%). У нас также очень жесткая кредитная политика (жесткие регуляторные требования к активным операциям банков).
На сегодняшний день действующие требования к капиталу банков и/или требования к ликвидности обеспечения под предоставленные кредиты очень жесткие даже по сравнению с Базельскими требованиями. Требования НБУ об определении кредитного риска по активным операциям более жесткие, чем требования Международных стандартов финансовой отчетности. Следствием этого является дополнительная нагрузка на регулятивный капитал банка в сумме превышения суммы чистого кредитного риска над резервом согласно Международным стандартам финансовой отчетности.
Например, норматив адекватности капитала в Украине (Н2) установлен на уровне 10%, тогда как согласно Базелю он должен быть не ниже 8%. При этом уже сейчас норматив Н2 в целом по банковской системе Украины составляет 18,72% (норматив постоянно увеличивается с 12,69% в начале 2017 года до 18,72% на декабрь 2019 года), что говорит об излишке капитала в банковской системе и значительных возможностях по увеличению объемов кредитования реальной экономики. То есть банки не кредитуют предприятия не потому, что некого кредитовать, а потому что у нас жесткие регуляторные требования, значительно ограничивающие круг заемщиков. Кроме того, у нас неадекватная экономическим условиям в Украине политика стресс-тестирования НБУ, которая по сути заставляет банки сокращать свои кредитные портфели. Как следствие, банки вкладывают средства в депозитные сертификаты НБУ и ОВГЗ, поскольку в этом случае не надо формировать резервы, влияющие на уменьшение капитала.
Другой проблемой стресс-тестирования является выбор слишком высоких коэффициентов миграции кредитов в неработающие для разных видов кредитных продуктов согласно негативному сценарию. Так, наибольший коэффициент миграции используется для ипотечных кредитов (25,10% в гривне), что даже превышает коэффициент миграции для cash-кредитов (20,9%). Это делает невозможным для банков развитие ипотечного кредитования, — продукт с низкой маржой нуждается в значительном размере капитала.
По моему глубокому убеждению, сегодня банковская система может увеличить объемы кредитования, но она этого не делает из-за жесткой кредитной политики.
В последние годы, как видим, банковские реформы внедряются с каким-то надрывом, с желанием сделать быстрее и жестче, чем в Европе. Поэтому, собственно, Совет НБУ и рекомендует Правлению НБУ для развития кредитования "оптимальное ослабление регуляторных требований и применение стимулирующих инструментов денежно-кредитной политики".
Дополнительно активизировать кредитование могут, по моему мнению, следующие меры.
- Ослабление НБУ процедур кредитованияпроектов корпоративных клиентов, клиентов малого и среднего бизнеса и физических лиц. Пересмотр норм оценки риска кредитов клиентов и оценки их залога.
- Внедрение структурной кредитной политики, предусматривающей меры, направленные на изменение структуры портфеля банков в сторону корпоративных и ипотечных кредитов, МСП и обеспечения достаточного уровня развития кредитования этих направлений.
- Создание механизма долгосрочного рефинансирования банков(в том числе зависимость объемов и стоимости кредитов, предоставленных НБУ банкам, от объемов и качества кредитов, предоставляемых банками предприятиям реального сектора экономики).
- Смягчение требований к резервированию привлеченных средств в иностранной валюте.
- Содействие созданию для предприятий альтернативных источников получения заимствований(развитие фондового и страхового рынков, негосударственных пенсионных фондов, которые бы могли стать альтернативным источником финансирования для предприятий и подтолкнули банки уменьшить процентные ставки).
- Отмена налога на проценты по депозитным вкладам и увеличение гарантированной суммы возмещенияза счет ФГВФЛ с 200 до 500 тысяч гривен.
- Усовершенствование механизма стресс-тестирования банков (пересмотр сценариев, заложенных в модели) и финансового мониторинга клиентов банками.
- Внесение изменений в Закон Украины "О банках и банковской деятельности" с целью упростить регулирование деятельности небольших банков в Украине и требования о внедрении корпоративного управления и системы управления рисками в небольших банках.
- Решение вопроса с проблемной задолженностью банков.
- Разработка государственных целевых программ по поддержке экспорта в Украине и мер бюджетно-налогового стимулирования этого направления. Обеспечение работы Экспортно-кредитного агентства Украины в первом полугодии 2020 года.
- Обеспечение неуклонного выполнения указа президента №837/2019 от 9 ноября 2019 года об удвоении использования средств международных финансовых организаций на протяжении 2020 года.
Понятно, что есть еще много других направлений, о которых мы поговорим в следующих публикациях. В ходе заседания Совета НБУ Правление НБУ заявило, что 2020-й будет годом развития ипотечного кредитования. Надеюсь, что так и будет. Но хочется верить, что будут развиваться и другие виды кредитования. И НБУ сможет выполнить свою третью приоритетную цель согласно стратегии — "восстановление кредитования"…
Дата: 24.02.2020
Автор: Василий Фурман