Верховная Рада снова берется за кредиты 03.03.2017

Верховная Рада решила в третий раз запустить попытку восстановить кредитование в стране и доверие между банками и заемщиками. Законопроект №6027 уже подан на рассмотрение, а в рамках “Финансового дня”, который пройдет на текущей недели в Парламенте, будет известно о первом решении Рады касательно очередного законопроекта. // 03.03.2017

Бог любит троицу

Рада в очередной раз намерена закрыть ряд пробелов, которые снижают эффективность деятельности банковского сектора. До этого законопроекта в Парламенте были две попытки восстановить кредитование.

Ранее существующие проекты закона – 2286а и 4529 канули в Лету из-за недостаточного количества голосов. Проекту закона 2286а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по восстановлению доверия между заемщиками и кредиторами» не хватило всего всего 24 голоса до вынесения его на второе чтение.

Данный документ предполагал собой усиление защиты прав кредиторов в период банкопада, минимизацию рисков применения схем управляемых банкротств, минимизацию случаев адресной продажи имущества банкрота; создание надлежащих условий для обеспечения открытости и конкурентоспособности механизмов продажи имущества по самой завышенной цене, в частности, предотвращение продажи целостных имущественных комплексов за 1 гривну; защиту прав кредиторов в сферах поруки и наследования; искоренение механизмов использования самовольного строительства для предотвращения удовлетворения требований кредиторов на предмет ипотеки.

После 2286а шел законопроект под номером 4529. Он был разработан народными депутатами, которые (в большей степени) являлись членами Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.

В пояснительной записке к данному документу оговаривалось, что закон сможет сгладить отношения между заемщиками и банками,  устранить незаконный вывод имущества, уменьшит расходы должников и кредиторов при урегулировании долга за счет совершенствования внесудебных инструментов и так далее.

Однако, и вторая попытка не увенчалась успехом, депутаты даже не стали отправлять документ на доработку, закон был просто отменен, для принятия его в первом чтении не хватило чуть больше 30 голосов.

“Две предыдущих попытки имели плачевный исход, поскольку законопроекты технически “хоронили” под куполом. Формально, никто не голосовал за них против, просто не хватало голосов. Поэтому мы решили пойти немного другим путем и разграничить заложенные в законопроекте нормы. Некоторые из них лягут в основу других законопроектов”, – обещает исполнительный директор НАБУ Елена Коробкова.

В третий раз народные депутаты уверены, что с новым законопроектом удастся обеспечить решение проблемных вопросов, которые создают системные препятствия для возобновления кредитования национальной экономики, которые производят дополнительные риски деятельности национальных и иностранных инвесторов.

В новых условиях защищенности прав кредиторов банки смогут выдвигать более лояльные требования к потенциальным заемщикам.

«Это, безусловно, будет способствовать активному применению кредитования как финансового инструмента, снижению стоимости кредитных ресурсов и, соответственно, облегчению доступа субъектов хозяйствования и физических лиц к пользованию банковскими продуктами»,  - уточняется в документе.

«В новом проекте закона нет положений, касающихся самовольного строительства и наследства. Также актуализированы нормы по государственной регистрации, с учетом последних законодательных изменений. Добавлены некоторые положения касательно заключения договоров, а также есть оговорка о возможности заключения договоров в виде электронных документов. Также появилась норма по усовершенствованию механизма применения плавающей процентной ставки. Такой же принцип действует сейчас в отношении кредитования физических лиц. То есть, документ изменился, но принципиальные нормы все же сохранены», – сообщила исполнительный диектор НАБУ.

***

Начиная с 2014 года доля просроченной задолженности по кредитам в общей сумме кредитов по банковской системе постоянно увеличивалась. В 2014 году доля составляла 7,7%, на начало 2015 года выросла до уровня 13,5%, в начале 2016 года показатель достиг отметки в 22,1%. В 2017 году уровень достиг предела в 24,2%.

По сей день банковская система имеет достаточную ликвидность, но средства банков преимущественно направляются на  выдачу краткосрочных потребительских займов населению. В 2016 году показатель гривневой ликвидности банковской системы составил около 97,6 млрд грн, объем гривневых средств на корреспондентских счетах составил 37,5 млрд гривен, а на депозитных сертификатах НБУ – 60,1 млрд грн.

По состоянию на сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: остатки на корреспондентских счетах –  49,7 млрд грн, депозитные сертификаты – 58,7 млрд грн,  вcего – 108,4 млрд  грн.

Однако, рынок все также озвучивает факторы, которые продолжают сдерживать кредитование, в частности: низкий уровень инвестиционной привлекательности страны; значительные риски неплатежеспособности потенциальных заемщиков; наличие значительного объема проблемных кредитов в портфелях банков; судебные риски и проблемы с реализацией залога, использование схем для уклонения от возврата кредитов через ликвидацию, нивелирования поручительства как вида обеспечения обязательств и  так далее.

Лед немного тронулся

Несмотря на причины отсутствия кредитования, нельзя не отметить, что по заявлению НБУ во второй половине 2016 года кредитование несколько оживилось.

Ранее,  директор департамента финансовой стабильности Нацбанка Виталий Ваврищук сообщил, что  ростом для кредитования послужило то, что  банки в основном конвертировали валютные кредиты бизнеса в гривневые. Кредитный портфель государственных и иностранных банков в гривне за предыдущий  год увеличился на 15.1% и 9.1% в соответствии.

Чаще всего иностранные и частные банки возобновляют кредитование физических лиц. К тому же, больше всего выросли кредиты аграриям – на 25%. В прошлом году доля потребительских и автокредитов населению выросла +1.4 и +0.7 п.п. соответственно, но доля ипотечных – сокращалась.

Решения нет

Судьба законопроекта №6027 пока еще не известна. Безусловно, рынок намерен рассуждать оптимистично. “Мы надеемся, что в этот раз в парламентариев хватит сознательности и желания наконец-то покончить с кредитным мошенничеством. В противном случае о полноценном возобновлении кредитования бизнеса можно забыть”, – отмечает Елена Коробкова.

В пояснительной записке к документу говорится, что уменьшение рисков банковских учреждений на перспективу будет способствовать удешевлению кредитных ресурсов, что делает банковский кредит более доступным для субъектов хозяйствования и граждан. Рост объемов финансирования банками и обеспечит увеличение объемов производства, наличие ресурса для модернизации национальных предприятий с целью усиления их конкурентоспособности, в том числе и на внешних рынках.