Преступление и наказание: как банкротились банки, кто виноват и кого преследует украинская власть 03.08.2016

Журналисты собрали всю основную информацию об уголовных и хозяйственных делах, касающихся обанкротившихся банков и владельцев финансовых учреждений, которые должны за это заплатить. Кто ответит за банкопад? // 03.08.2016

Вывод денег за границу

Национальное антикоррупционное бюро в июле вышло на след, возможно, самого громкого своего дела с момента создания – расследование вывода 12 млрд грн рефинансирования из украинских банков в 2014-2015 годах через австрийский Meinl Bank.

Среди банков, которые взяли деньги в Нацбанке и вывели их за границу – “Дельта Банк”, “Банк Киевская Русь”, “Автокразбанк”, “Городской коммерческий банк”, “Пивденкомбанк”, “Терра Банк”, “Хрещатик” и “Финансы и кредит”.

“Аналогичное заявление мы отправили в прокуратуру Вены”, – отмечает исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Калинюк, на основании материалов которогоНАБУ и взялось за расследование.

По информации ЭП, впервые факт появления загадочного австрийского Meinl Bank на территории Украины документально зафиксирован в далеком 2012 году. Тогда через него выводились деньги из банка “Таврика” как раз перед его банкротством. Банк принадлежал бизнесмену Сергею Цюпке, который владел также Киевским ювелирным заводом. Какой была схема? “Таврика” открыла корреспондентский счет в Meinl Bank на 26 млн долларов. Затем украинский банк заключил с Meinl Bank договор залога, предметом которого были деньги на этом корреспондентском счете, для получения кредита от кипрской “Винтен Трейдинг Лтд”. Вопреки украинским законам и постановлениям НБУ банк не учитывал передачу денег на корреспондентский счет под залог в своем бухгалтерском учете и не сформировал обязательные финансовые резервы под взятые обязательства.

После возникновения в банке финансовых проблем и опасности введения временной администрации, Meinl Bank списал деньги с корреспондентского счета в пользу оффшора в качестве обеспечения исполнения кредитного договора. “Таврика” осталась без денег и один на один с Фондом гарантирования вкладов.

Meinl Bank продолжил свое победное шествие в Украине и после Майдана. По свежим данным НАБУ, в 2014-2015 годах должностные лица Национального банка Украины в сговоре с упомянутыми выше коммерческими банками присвоили средства, предоставленные Нацбанком в качестве рефинансирования, на общую сумму более 12 млрд гривен. Широкой аудитории эта история стала известна после того, как 1 июля Соломенский суд дал разрешение НАБУ на доступ к документам, связанным с рефинансированием.

Сегодняшнее расследование может иметь более серьезные последствия, которых не было в деле с “Таврикой”, поскольку ею занималась не НАБУ, а ГПУ. Не без помощи следователей Генпрокуратуры 2 июня 2014 года суд вынес оправдательный приговор по делу о списании 26 млн долларов банком Meinl с корреспондентского счета “Таврики” относительно его бывшего главы правления.

Прокурор по делу так и не сообщил, кто был реальным бенефициаром “Винтен Трейдинг Лтд”. По словам Калинюк, как правило, бенефициаром таких оффшорок является владелец украинского банка или его руководство.

Но такая небрежность тогда позволила прокуратуре сознательно квалифицировать дело не как тяжкое преступление – мошенничество, хищение и легализацию доходов, а как “служебную халатность” председателя правления банка.

Какие банки фигурируют в расследовании НАБУ о выводе денег через австрийский Meinl Bank

Банки, которые фигурируют в расследовании, обозначены на инфографике ниже. Здесь изображены все 82 банка, которые обанкротились с начала 2014 года. Они располагаются в хронологическом порядке в зависимости от момента признания их неплатежеспособными. Высота столбца указывает на примерный уровень активов (размах банковского бизнеса) до банкротства банка.

Ответственность владельцев

Еще в марте в НБУ заявили, что ведут претензионную работу по 11 млрд грн, которые регулятор пытается взыскать с владельцев крупнейших обанкротившихся банков, видя в этом вину самих владельцев.

Однако здесь все без криминала. Эти средства они должны отдать, поскольку лично выступали имущественными или финансовыми поручителями по выданным кредитам рефинансирования. Среди них – Николай Лагун (Дельта Банк), Олег Бахматюк (банки Финансовая инициатива и ВиЭйБи Банк), Леонид Климов (Имэксбанк) и Константин Жеваго (“Финансы и кредит”).

ЭП с помощью Реестра судебных решений исследовало, что сейчас происходит с этими делами.

“Финансы и кредит”: 2 июня Высший спецсуд оставил иск НБУ в силе, но существенно “порезал” требования Нацбанка – под арестом только 10% капитала ООО “Ворскла сталь”, которые на самом деле не стоят почти ничего. В то же время главный актив Жеваго – горно-рудная компания Ferrexpo (Полтавский ГОК) не попала под арест и внимание истца.

Дельта Банк: 27 мая 2016 года судья Апелляционного суда вернул апелляцию Лагуну на проигранное им решение первой инстанции. Ответчик подает апелляцию на решение об открытии производства до 18 мая, то есть через 4 месяца после истечения срока на подачу апелляционной жалобы. 27 мая суд отказывает ему, оставляя апелляционную жалобу без удовлетворения, и дает 30 дней на устранение недостатков жалобы. На сайте судебной власти указана такая ​​стадия рассмотрения: направлено в апелляционный суд.

Имексбанк: 17 мая Приморский районный суд Одессы решил передать гражданское дело по иску НБУ к Климову об обращении взыскания на предмет ипотеки (уже известно, что это – стадион ФК “Черноморец” и другая недвижимость в Одессе) в Киевский районный суд Одессы по подсудности. Дело до сих пор находится на этой стадии рассмотрения.

Банки Финансовая инициатива и ВиЭйБи Банк: 29 марта 2016 года Печерский районный суд Киева открыл производство по делу по иску Национального банка к Олегу Бахматюку о взыскании задолженности, но назначил дату первого заседания аж на конец июня.

По второму делу в конце 2015 года Печерский райсуд остановил производство по иску НБУ о взыскании 4,5 млрд грн с Бахматюка до решения связанного дела, в котором тот требует признать договоры кредитов и поручительства недействительными в Хозяйственном суде Киева. Но это, пожалуй, на годы. Только в июне суд решил назначить проведение судебной экспертизы по ряду исковых вопросов.

НБУ обещает преследовать и владельца банка “Михайловский”, и владельцев банка “Хрещатик”, и других. Однако с украинской судебной системой эти намерения вряд ли будут успешными. Но пока круг ограничивается теми фигурантами, которые были указаны выше, подтвердили на прошлой неделе в пресс-службе НБУ.

Дела “семейные”

В первой половине 2014 года “падали” в основном банки из орбиты Виктора Януковича, который как раз тогда бежал из страны. В том числе банки Сергея Курченко и других “пособников” экс-президента. Уголовную ответственность пришлось нести их исполнителям, которые не успели покинуть страну.

На прошлой неделе военная прокуратура задержала бывшего заместителя председателя Национального банка Алексея Ткаченко и директора генерального департамента банковского надзора НБУ Романа Яковлева по делу “Реал банка”, который принадлежал Курченко и сыну экс-генпрокурора – Артему Пшонке.

“Во время досудебного следствия правоохранители установили, что с апреля 2013 года по февраль 2014 Ткаченко и Яковлев, действуя в составе преступной организации вместе с Курченко, Соркиным и экс-председателем правления “Реал банка” Владимиром Агафоновым, незаконно завладели деньгами НБУ суммой 787,396 млн грн”, – заявили следователи.

Дело, которое касается второго банка Курченко, продвинулась дальше, но все равно все еще находится далеко от финиша. Речь идет о Брокбизнесбанке. Эта афера произошла в феврале 2014 года с участием Аграрного фонда, в собственности которого находились облигации внутреннего государственного займа. Сначала их выкупил Брокбизнесбанк за 2 млрд грн за счет полученного от Нацбанка рефинансирования, а после Аграрный фонд, не согласовав свои действия с Минагрополитики, разместил эти средства на депозитном счете финучреждения Курченко, который потратил их на погашение фиктивных долгов и вскоре был признан неплатежеспособным.

В этом деле главные подозреваемые – заместитель председателя НБУ Борис Приходько и экс-руководитель Аграрного фонда Александр Кирюк. Генеральная прокуратура еще в 2015 году подготовила обвинительное заключение, но его не утвердил суд. В мае 2016 года был заменен состав суда через какие-то формальные причины. Оба сейчас на свободе, их выпустили под залог.

Еще один известный фигурант этого дела – бывший член наблюдательного совета Брокбизнесбанка Борис Тимонькин – находится в Германии под арестом, где он попросил политического убежища, и ждет возможной экстрадиции в Киев.