Потребителей финансовых услуг будут защищать по-новому

Национальный банк планирует внедрить новые подходы к защите прав потребителей финансовых услуг, сообщает пресс-служба регулятора.

Концепция защиты

В частности, НБУ анонсировал создание нового механизма защиты прав потребителей финансовых услуг, предусматривающий ответственность банков и небанковских финансовых учреждений за качество предлагаемых ими услуг.

С этой целью Национальный банк подготовил Концепцию защиты прав потребителей финансовых услуг, которая изменяет подходы к раскрытию банками и небанковскими финансовыми учреждениями информации о стоимости услуг и правил их общения с клиентами.

Кроме того, в структуре НБУ создается отдельное управление, которое будет заниматься защитой прав клиентов финансовых учреждений. Разработанные проекты соответствующих документов перед внедрением Нацбанк планирует обсудить с общественностью, банками и другими банками, и для этого они заранее будут обнародованы на сайте регулятора.

Проблемы законодательного регулирования

Закон «О потребительском кредитовании», что два года работает в Украине, оказался неспособным улучшить ситуацию с защитой прав потребителей при получении финансируемых услуг. Даже с точки зрения предоставления клиентам достоверной информации о стоимости услуг, хотя это было его основной задачей.

Ситуацию должно было изменить принятие Верховной Радой законопроекта о защите прав потребителей финансовых услуг (№2456-д), которого украинские граждане ожидают почти два года. Но сегодня документ рассмотрен только в первом чтении.

Такая ситуация с соблюдением прав украинцев при использовании финуслуг снижает доверие граждан к финансовому сектору, тормозит его развитие и отдаляет от стандартов ЕС, которые должны внедряться в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС. Несмотря на это и не оставляя надежд на принятие Верховной Радой указанного законопроекта, Национальный банк решил предложить рынку другой путь защиты прав потребителей и разработал ряд нормативно-правовых актов, которые даже при отсутствии соответствующего законодательства смогут урегулировать болезненные вопросы в отношениях клиентов и финансовых учреждений.

В частности, регулятор подготовил проекты документов, которые должны урегулировать как систему раскрытия информации о финансовых продуктах и ​​услугах - болезненную тему в отношениях потребителей и финучреждений - так и подходы банков и самого НБУ к обработке жалоб граждан.

«Система защиты прав потребителей финансовых услуг в странах Евросоюза занимает одно из ведущих мест в экономической и социальной политике. Ведь это - основа доверия к финансовому сектору и залог повышения благосостояния граждан благодаря использованию финансовых инструментов, а не наоборот. Среди руководящих принципов защиты прав потребителей - принцип ответственного и справедливого отношения ко всем категориям потребителей финансовых услуг, создание и внедрение механизма досудебного разрешения споров о предоставлении финансовых услуг и обеспечения исчерпывающего раскрытия информации при предоставлении финансовых услуг. К этому должны стремиться в Украине. Мы убеждены, что украинцы, как и европейцы, должны иметь возможность отстаивать свое право на качественные финансовые услуги, и именно финансовые учреждения должны нести ответственность за их качество перед своими клиентами », - отметил Председатель НБУ Яков СМОЛИЙ.

Предложенные новации

Основными результатами внедрения предложенных новаций станут такие.

Во-первых, будут унифицированы подходы к раскрытию информации о стоимости и другие параметры финансовых продуктов и услуг. Сегодня на рынке финансовых услуг царит информационная асимметрия, когда разные банки подают информацию о своих услугах в различных - иногда не умышленно, а иногда и умышленно - обманчивых форматах. Это искажает конкуренцию (ведь честно описанные продукты обычно выглядят менее выгодными) и не позволяет клиенту сделать осознанный выбор.

Во-вторых, будут унифицированы форматы общения собственно банков с клиентами при получении жалоб, определенные сроки и содержание обращений и ответов. Это позволит банкам получать надлежащую информацию о нарушениях, а клиентам обоснованный, а не абстрактный ответ.

И, в-третьих, будет расширена функция защиты прав потребителей в самом Национальном банке. В частности, увеличение количества сотрудников, отвечающих за эту задачу, позволит улучшить информированность клиентов о своих правах и предоставит НБУ возможность проверять соблюдение банками правил рыночного поведения. Фактически НБУ станет «защитником последней инстанции» для потребителей финансовых услуг в случаях, когда финансовые учреждения не в состоянии обеспечить защиту их прав.

«Мы уверены, что банковское сообщество поддержит нашу инициативу, потому что защита прав потребителей финансовых услуг - это инвестиция компаний в будущее, а не дополнительная нагрузка. Ведь от несовершенства такой системы защиты страдают все стороны - и ответственные банки, которые оказываются в крайне невыгодном положении именно за счет своей открытости, и потребители, которые не могут решить свои конфликты с банками и в конце теряют доверие к финансовой системе, и макрофинансовая стабильность в целом, ведь недоверие к финансовым услугам заставляет украинцев держать деньги «под матрасами».

Кроме того, мы должны помнить, что подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, мы взяли на себя обязательства унифицировать регуляторные нормы в финансовом секторе с законодательством ЕС, и улучшение защиты прав потребителей - важный этап в этом процессе », - подчеркнул заместитель Председателя НБУ Роман Борисенко.

Опубликовано на сайте: 27.06.2019

Источник: http://finpost.com.ua/


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма



Путеводитель

Как выбрать надежный банк

Даже профессионал не скажет наверняка, надежен ли тот или иной банк. Однако простой анализ регулярной банковской отчетности и некоторых других источников позволит сделать выбор банка более или менее объективным.

Видео путеводитель