Потребителей финансовых услуг будут защищать по-новому

Национальный банк планирует внедрить новые подходы к защите прав потребителей финансовых услуг, сообщает пресс-служба регулятора.

Концепция защиты

В частности, НБУ анонсировал создание нового механизма защиты прав потребителей финансовых услуг, предусматривающий ответственность банков и небанковских финансовых учреждений за качество предлагаемых ими услуг.

С этой целью Национальный банк подготовил Концепцию защиты прав потребителей финансовых услуг, которая изменяет подходы к раскрытию банками и небанковскими финансовыми учреждениями информации о стоимости услуг и правил их общения с клиентами.

Кроме того, в структуре НБУ создается отдельное управление, которое будет заниматься защитой прав клиентов финансовых учреждений. Разработанные проекты соответствующих документов перед внедрением Нацбанк планирует обсудить с общественностью, банками и другими банками, и для этого они заранее будут обнародованы на сайте регулятора.

Проблемы законодательного регулирования

Закон «О потребительском кредитовании», что два года работает в Украине, оказался неспособным улучшить ситуацию с защитой прав потребителей при получении финансируемых услуг. Даже с точки зрения предоставления клиентам достоверной информации о стоимости услуг, хотя это было его основной задачей.

Ситуацию должно было изменить принятие Верховной Радой законопроекта о защите прав потребителей финансовых услуг (№2456-д), которого украинские граждане ожидают почти два года. Но сегодня документ рассмотрен только в первом чтении.

Такая ситуация с соблюдением прав украинцев при использовании финуслуг снижает доверие граждан к финансовому сектору, тормозит его развитие и отдаляет от стандартов ЕС, которые должны внедряться в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС. Несмотря на это и не оставляя надежд на принятие Верховной Радой указанного законопроекта, Национальный банк решил предложить рынку другой путь защиты прав потребителей и разработал ряд нормативно-правовых актов, которые даже при отсутствии соответствующего законодательства смогут урегулировать болезненные вопросы в отношениях клиентов и финансовых учреждений.

В частности, регулятор подготовил проекты документов, которые должны урегулировать как систему раскрытия информации о финансовых продуктах и ​​услугах - болезненную тему в отношениях потребителей и финучреждений - так и подходы банков и самого НБУ к обработке жалоб граждан.

«Система защиты прав потребителей финансовых услуг в странах Евросоюза занимает одно из ведущих мест в экономической и социальной политике. Ведь это - основа доверия к финансовому сектору и залог повышения благосостояния граждан благодаря использованию финансовых инструментов, а не наоборот. Среди руководящих принципов защиты прав потребителей - принцип ответственного и справедливого отношения ко всем категориям потребителей финансовых услуг, создание и внедрение механизма досудебного разрешения споров о предоставлении финансовых услуг и обеспечения исчерпывающего раскрытия информации при предоставлении финансовых услуг. К этому должны стремиться в Украине. Мы убеждены, что украинцы, как и европейцы, должны иметь возможность отстаивать свое право на качественные финансовые услуги, и именно финансовые учреждения должны нести ответственность за их качество перед своими клиентами », - отметил Председатель НБУ Яков СМОЛИЙ.

Предложенные новации

Основными результатами внедрения предложенных новаций станут такие.

Во-первых, будут унифицированы подходы к раскрытию информации о стоимости и другие параметры финансовых продуктов и услуг. Сегодня на рынке финансовых услуг царит информационная асимметрия, когда разные банки подают информацию о своих услугах в различных - иногда не умышленно, а иногда и умышленно - обманчивых форматах. Это искажает конкуренцию (ведь честно описанные продукты обычно выглядят менее выгодными) и не позволяет клиенту сделать осознанный выбор.

Во-вторых, будут унифицированы форматы общения собственно банков с клиентами при получении жалоб, определенные сроки и содержание обращений и ответов. Это позволит банкам получать надлежащую информацию о нарушениях, а клиентам обоснованный, а не абстрактный ответ.

И, в-третьих, будет расширена функция защиты прав потребителей в самом Национальном банке. В частности, увеличение количества сотрудников, отвечающих за эту задачу, позволит улучшить информированность клиентов о своих правах и предоставит НБУ возможность проверять соблюдение банками правил рыночного поведения. Фактически НБУ станет «защитником последней инстанции» для потребителей финансовых услуг в случаях, когда финансовые учреждения не в состоянии обеспечить защиту их прав.

«Мы уверены, что банковское сообщество поддержит нашу инициативу, потому что защита прав потребителей финансовых услуг - это инвестиция компаний в будущее, а не дополнительная нагрузка. Ведь от несовершенства такой системы защиты страдают все стороны - и ответственные банки, которые оказываются в крайне невыгодном положении именно за счет своей открытости, и потребители, которые не могут решить свои конфликты с банками и в конце теряют доверие к финансовой системе, и макрофинансовая стабильность в целом, ведь недоверие к финансовым услугам заставляет украинцев держать деньги «под матрасами».

Кроме того, мы должны помнить, что подписав Соглашение об Ассоциации с ЕС, мы взяли на себя обязательства унифицировать регуляторные нормы в финансовом секторе с законодательством ЕС, и улучшение защиты прав потребителей - важный этап в этом процессе », - подчеркнул заместитель Председателя НБУ Роман Борисенко.

Опубликовано на сайте: 27.06.2019

Источник: http://finpost.com.ua/

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

кредиты на карту

первый кредит до 5000 грн. под 0%

Сумма: до 10 000 грн.

Cрок: до 30 дней

Возраст: от 18 до 65 лет

Документы: карта, паспорт и ИНН



Путеводитель

Как выбрать надежный банк

Даже профессионал не скажет наверняка, надежен ли тот или иной банк. Однако простой анализ регулярной банковской отчетности и некоторых других источников позволит сделать выбор банка более или менее объективным.

Видео путеводитель