Новый налоговый закон о богатых сделает из банкиров полицейских 30.07.2018
19 июля в профильном комитете Кабмина должен был рассматриваться проект закона о богатых украинцах (О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты относительно критериев определения лиц с высокими доходами), который по факту должен был определить самых богатых граждан в стране и вывести их в отдельную категорию плательщиков налогов уже с 1 января 2019 года. Законопроект, однако, не был рассмотрен — Минфин отозвал его на доработку. // 30.07.2018
Сильной переработки документа не ожидается, потому UBR.ua пораньше разобрался с ключевыми моментами нового документа, который просто обречен стать резонансным.
Требования МВФ
Формально закон инициирован правительством в рамках реализации Стратегии реформирования системы государственных финансов. Но это тот самый случай, когда пчелы против меда, а так не бывает, и отзыв законопроекта в самый последний момент это только подтверждает.
Стратегия, принятая Кабмином в 2017 году, направлена на борьбу с налоговыми злоупотреблениями при применении соглашений об избежание двойного налогообложения и противодействие практикам размывания налоговой базы и выведения прибылей из-под налогообложения (BEPS).
Обязательство идентификации в Налоговом кодексе граждан с высоким уровнем дохода было определено в меморандуме с МВФ в 2016 году, и хотя позже этот пункт «выпал» из программы сотрудничества, на определение в кодексе «high level individuals» время от времени в своих рекомендациях указывают различные международные организации, курирующие реформы в Украине. А значит, главным заказчиком предлагаемых изменений по сути являются международные организации.
Статистика официально богатых людей в Украине на сегодняшний день такова. За 2016 год 63 физических лица задекларировали в общей сумме доход на сумму более 7,5 млрд гривен, а доначисленные суммы налога на доходы физических лиц и военного сбора составили 225,2 грн и 26, 6 млн грн., соответственно. Минфин на этом основании делает вывод, что при применении специальных мер в работе с плательщиками налогов, имеющих высокие доходы, государство может иметь большую выгоду, так как относительно незначительное количество плательщиков налогов обеспечивает большой процент от общего объема налогов.
Что изменят
- Законопроектом предлагается считать плательщиком налогов с высокими доходами физлицо-резидента:
- конечного бенефициара крупного плательщика налогов,
- прямо или косвенно владеющего 10% и более уставного капитала или права голоса приобретенных акций юридического лица-нерезидента и задекларировал 10 и более миллионов евро дохода,
чей общий доход превышает 50 млн гривен.
- Для богатых украинцев планируется вводить обязательное ежегодное декларирование имущественного состояния и доходов и штраф 10% от суммы начисленного налога на доходы физических лиц за ее несвоевременную подачу.
- Проверяться декларации таких граждан могут в течение 10 лет со дня подачи.
- Банки будут обязаны подавать информацию о счетах богатых украинцев по запросу ГФС вместо решения суда, как сейчас.
Мнения экспертов на предлагаемые законопроектом изменения разошлись.
Всеобщий контроль
Предлагаемые изменения — это имплементация тех норм налогообложения, которые приняты в развитых странах. В Украине процесс идет медленно, но все-таки идет. Данный законопроект реализует то, что было ранее прописано в программе сотрудничества Украины с МВФ. Тот процесс электронного декларирования, который уже охватил чиновников и депутатов, распространяется на людей, которые формально не являются чиновниками, но могут влиять в той или степени на принятие политических или местных кадровых решений.
Усиление контроля за банковскими операциями богатых людей — это мировой тренд, который охватывает передовые экономики и имплементируется в Украине. В этом уверена эксперт Е.С.Консалтинг по налоговым вопросам Александра Томашевская.
«Однозначно это требование Плана BEPS, чтобы никто не смог уклониться от уплаты налогов в своей стране. Банковская система превращается в полицейскую. Человек, который не подал декларации, не подал какие-то сведения, не сможет открыть счет ни в одном зарубежном банке. Ему просто закроют счета. Мы приводим свое законодательство в соответствие с принятыми нормами», — отметила она.
Если ранее богатые украинцы могли просто декларировать ту сумму, которую они считали нужной задекларировать, то в случае имплементации этих норм их информация будет проверяться через банковские операции.
«Например, я скрываю доходы, но красиво жить не запретишь. Я хочу что-то купить. Я хочу жить согласно своему статусу, я хочу дорогой особняк, я хочу дорогую машину. И контроль во всем мире идет в момент расходования этих средств. За рубежом тоже берут взятки, но не могут потратить средства, полученные таким образом», — заметила Томашевская.
Но добавила, что новый подход не отменяет привычные схемы. «Конечно, схемы останутся: например, схемы продажи корпоративных прав, имущества. Но все равно эффект будет, так как речь идет о десятках-сотнях миллионах долларов доходов», — резюмировала эксперт.
По ее мнению, тот факт, что законопроект в последний момент был отправлен на доработку, говорит о его действительной значимости.
Главные опасности
Главную угрозу аналитики видят в тотальном контроле со стороны налоговых органов, опасаясь злоупотреблений.
«Это норма коррупционная. Сотрудники ГФС совсем ни к чему не должны иметь доступ сами по себе. Если вы хотите, чтобы в налоговой не было коррупции, лишите их большинства функций. У сотрудников ГФС должно быть всего две функции — функция учета и функция консультации. Если кому-то кажется, что кто-то скрывается от налогообложения, то пусть подает иск в суд и суд решит, удалось что-то доказать или нет», — высказался эксперт ОО «Фонд общественной безопасности» Юрий Гаврилечко.
Он считает, что в случае отсутствия доказательств в суде налоговики должны отвечать своим личным достатком за доставленные гражданам неудобства. В этом вопросе с ним согласна вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.
«Получить решение суда не такая большая проблема… А создание особого списка, раскрытие банком по требованию ГФС информации о любых людях — это нарушение норм об информации», — отметила она в комментарии UBR.ua
Против неугодных
Эксперты уверяют, что боятся не борьбы с коррупцией или уклонениями от налогообложения. А новой «охоты на ведьм» и налоговой расправы с неугодными.
«По отношению к определенным лицам в нашей стране закон не работает. Эти лица мы все знаем. Этот закон только в одном случае может быть использован: если пойдут политические разборки с оппонентами, конкурентами. В данном случае те, кто при власти, могут всегда обратить этот закон против своих конкурентов. В нашей стране это будет работать именно так», — убеждена Юлия Дроговоз.
Эксперт уверена, что дополнительный контроль необходим, но за всеми физическими лицами без избирательного подхода.
Опасные детали
Крупный бизнес пока не готов комментировать «закон о богатых», ждет окончательный вариант законопроекта, сказала UBR.ua исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
«Знаю как минимум 10 кандидатов, владельцев компаний, которые могут подпадать под этот закон… У нас пока нет позиции на этот счет. Мы не обсуждали это детально и не готовили какие-то конкретные комментарии, пожелания либо возражения на этот счет», — подчеркнула она.
Хотя тут же добавила, что новый законопроект, в случае принятия, будет стимулировать поступления в государственную казну, что важно для улучшения макроэкономической стабильности. Хотя нужна дискуссия власти и бизнеса.
«Понять правительство можно, но нам как бизнесу нужно увидеть финальный документ, который мы можем комментировать и по которому можем высказывать позицию. Дьявол, как правило, кроется в деталях. Нужно все эти вопросы обсудить с бизнесом», — уверена Деревянко.
Учитывая широкий разнос в мнениях по новому законопроекту, можно отметить, что его продвижение, столкнувшееся еще на ранней стадии с сильным сопротивлением как крупного бизнеса, так и самой власти, тесно с ним связанным, будет сложным и резонансным. Принятие законопроекта инициировано международными организациями, и можно уверенно утверждать, что будет сопровождаться борьбой как за его принятие, так и за использование в дальнейшем в интересах тех или иных бизнес-групп в их борьбе за внутренние рынки.
Дата: 30.07.2018
Автор: Алексей Ермоленко