Как Центробанк Ирландии вернул доверие граждан 18.03.2019

Много ли вы знаете стран в мире, где население признало бы самой выдающейся фигурой главу центробанка? Ирландия — одна из таких // 18.03.2019

В 2002 году бывшего главу Центрального Банка Ирландии (1969–1976) Томаса Кеннета Уитакера признали человеком XX века в стране. Ему приписывают определяющую роль в экономическом развитии Ирландии и построение доверия к местному регулятору. После того, как он покинул свой пост, «кельтский тигр» прошел путь от бурного роста экономики в 90-х годах до финансового кризиса 2008–2013 годов.

Как ни странно, но в кризисной ситуации граждане обвинили именно ЦБ Ирландии, который до этого имел полный «кредит доверия» населения. Регулятору не смогли простить то, что он, имея мандат на регулирование финансового сектора, не разглядел «пузыря» на рынке недвижимости.

До мирового финансового кризиса ирландские банки слишком активно кредитовали строительство коммерческой недвижимости, и когда «пузырь» лопнул, стоимость этих объектов оказалась намного ниже задолженности клиентов банков. В результате ирландская экономика была разорвана на куски: рынок недвижимости упал, уровень безработицы подскочил с 5% до 15%, а правительство было вынуждено обратиться к ЕС и МВФ за финансовой помощью на 64 млрд евро, что составляло 40% ВВП страны. Эти средства пошли на рекапитализацию шести местных банков.

Каждому из 4,5 млн ирландцев банковский кризис обошелся в 15 тыс. евро личной долговой нагрузки. Неудивительно, что уровень доверия к ЦБ Ирландии, который не предвидел падение цен на недвижимость, был на историческом минимуме. Именно в тот момент выдающийся ирландец Уитакер обратился к своему современнику — тогдашнему управляющему ЦБ Ирландии Патрику Хонохану со словами: «Я рассчитываю, что вы спасете страну от национального унижения».

Центробанк сделал выводы и вывел страну из катастрофы, повернув к себе доверие граждан. А уже через 5 лет был удостоен награды от авторитетного издания Central Banking в номинации «Прозрачность». Итак, за счет чего ЦБ Ирландии добился большого прогресса в откровенном и открытом общении с людьми?

Конечно, в обуздании кризиса и восстановлении доверия населения значительную роль сыграли быстрые регуляторные шаги по стабилизации банковского сектора. Кроме проведения рекапитализации банков, дополнительно было создано Национальное агентство по управлению активами (bad bank), которое помогло финучреждениям в расчистке балансов. Также в разгар кризиса правительство внедрило систему гарантирования депозитов, независимо от их суммы.

Значительную роль сыграла правильно выстроенная коммуникационная политика банка. Возможно, в подобных кризисных условиях другие центробанки стали бы более закрытыми, чтобы скрыть от населения сложные финансовые вопросы, но не Центробанк Ирландии. Начиная с 2010 года — после проведения реформы ЦБ и создания комиссии по надзору за управлением банка (аналог Совета Национального банка Украины) — все протоколы заседаний наблюдательного органа подлежат публикации на веб-сайте банка. Хотя такая публичность иногда и играет злую шутку с руководством ЦБ. Так, из одного из опубликованных протоколов общественности и СМИ стало известно о критике членами комиссии руководства банка за непоследовательную работу с ипотечными кредитами.

Но, очевидно, руководство ЦБ не намерено игнорировать критику, а готово публично на нее реагировать.

Кроме того, на сайте Центробанка Ирландии можно найти переписку между руководством банка и парламентом. И не думайте, что это какая-то формальность, не имеющая никакой конкретики. В этой переписке регулятор отчитывается и о своих расходах, и о деталях контрактов руководства. Вряд ли вы найдете на сайтах других центральных банков подобную информацию...

Еще одним из фокусов работы стала защита прав потребителей. От ипотечного кризиса и непоследовательной процентной политики банков пострадала часть населения. Для того чтобы восстановить доверие людей, на сайте ЦБ Ирландии появился всеобъемлющий перечень простых ответов на вопрос: «Что делать, если кредитор нарушает ваши права». Кроме того, регулятор постоянно делает анализ рынка ипотечных кредитов и публикует его результаты на сайте.

Приятно поражает и сам сайт Центрального банка Ирландии, который обновили в 2017 году. Кроме публикации больших массивов информации, он еще визуально привлекателен и удобен в пользовании. Сразу же на главной странице в разделе «Чем мы можем вам помочь» пользователь выбирает собственный профиль: журналист, гражданин, эксперт, исследователь. После этого может выбрать категорию информации, которая его интересует: статистика, новости, вакансии и тому подобное. Всего несколько кликов — и вы найдете любую необходимую информацию.

Важный шаг в построении бренда Центробанка Ирландии сыграл переезд в новое здание в том же году. Необходимость привлечения молодых кадров привела к расширению штата, поэтому предыдущее здание уже не отвечало требованиям времени. Проект по переезду обошелся ЦБ в 140 млн евро, однако на новом месте удалось открыть архив и Центр посетителей, работа которого направлена на информирование общественности. Так, в настоящее время там размещены две выставки, посвященные 75-летию работы ЦБ и британским денежным единицам. Доступ в Центр посетителей бесплатный.

Работа банковской системы невозможна без доверия клиентов.

Когда этика банка слабая, ценности отсутствуют, а поведение непонятно, доверие к нему может быть потеряно, а на его восстановление могут уйти десятилетия.

Центральный банк Ирландии — яркий пример национального регулятора, который своими решительными действиями вернул доверие к банковскому сектору и к себе. И главным результатом может служить тот факт, что за 10 лет после начала кризиса количество ирландцев, пользующихся финансовыми услугами, возросло с 20% до 90%. Прозрачность регулятора — один из основных факторов этой впечатляющей динамики.