Как ограничение независимости НБУ повлияет на кошельки украинцев

В последнее время мы все чаще слышим призывы отдельных политиков и даже высших должностных лиц в правительстве ограничить независимость Национального банка Украины. В частности, недавно прозвучало предложение уменьшить полномочия правления НБУ в реализации монетарной политики, передав его прерогативу по установлению учетной ставки Совету по финансовой стабильности.

К сожалению, у многих политиков, от которых в той или иной степени зависит макроэкономическая стабильность в государстве, очень короткая память. Можно напомнить 1993 г., когда Национальный банк предоставлял прямые кредиты Кабинету министров под финансирование отдельных отраслей. И одновременно правительство определяло для НБУ стоимость этих кредитов. Очень скоро это привело к гиперинфляции. В частности, в 1993 г. она составляла 10100%, то есть цены в Украине выросли более чем в 100 раз всего за год. А Национальный банк в скором времени начал печатать купюры номиналом в 1 миллион купоно-карбованцев, но их реальная покупательная способность была очень низкой.

Почти все украинцы одновременно стали "миллионерами", но за эти миллионы не очень много можно было купить. Экономика перестала работать, и реальный ВВП в 1994 г. сократился на 23%! Украина долго еще преодолевала последствия этого гиперинфляционного пике, и реальный рост экономики восстановился только в конце 1999-го. Поэтому прежде чем пытаться что-либо изменить, важно определить и осознать, что подразумевается под термином "независимость" центрального банка, и какие в случае тех или иных изменений могут быть последствия для экономики и населения. С формальной точки зрения, также в этом случае де-факто будет нарушена статья 99 Конституции Украины, согласно которой Национальный банк должен выполнять свою основную функцию — обеспечение стабильности денежной единицы.

Мировой опыт свидетельствует, что именно независимость центрального банка является гарантией того, что будет обеспечиваться ценовая стабильность, то есть инфляция будет находиться под контролем. И вместе с тем зависимый от прихотей правительства или политической власти центральный банк является генератором высокой инфляции, девальвации местной валюты, роста волатильности и утраты в итоге макроэкономического равновесия в экономике. Поучителен современный печальный опыт африканской страны Зимбабве, где центральный банк полностью потерял независимость, и, как следствие, только месячная инфляция в 2008 г., по оценкам экспертов, достигла десятков миллиардов (!) процентов (официальные органы статистики прекратили подсчитывать индекс инфляции в этот период). А Резервный банк Зимбабве напечатал купюру 100 триллионов зимбабвийских долларов, которая останется в истории печальным артефактом несовершенной макроэкономической политики властей.

Современная концепция независимости центрального банка определяется как закрепленная законодательно институциональная способность проводить монетарную политику для достижения определенных целей независимо от директив или каких-либо других форм вмешательства со стороны политиков, правительства или других групп интересов. Одновременно это должна быть гарантированная законом защита от политического давления относительно не только монетарной политики, но и всех без исключения функций центрального банка как регулятора (пруденционный надзор и регулирование, платежные системы и т.п.).

Аргументы в пользу независимости центрального банка в основном базируются на склонности политиков решать проблемы социального характера, занятости и экономического роста не за счет структурных реформ, что требует более длительного времени, чем политический цикл. А скорее, за счет избыточной монетизации экономики, которая может дать видимость улучшения в коротком периоде, но следствием этого может быть потеря ценовой стабильности в перспективе. В долгосрочном периоде такие действия, как правило, приводят к устойчивой инфляции, не обеспечивая при этом дополнительной занятости, а также к снижению реальных доходов населения.

Другим весомым аргументом в пользу независимости центрального банка является то, что изменения процентной ставки действуют на экономику со значительными временными лагами в условиях существенной неопределенности. Для Украины этот период может составлять до года или даже больше. Поэтому решения должны базироваться на перспективной оценке экономической ситуации, сделанной профессиональными экспертами, а не под давлением текущей конъюнктуры.

Следует обратить внимание, что независимость может делиться на целевую и операционную, или инструментальную. Целевая независимость предоставляет центральному банку право самостоятельно выбирать собственную цель. Но существует ряд стран, где целевые параметры центральный банк определяет вместе с правительством. В таком случае это предполагает высокую степень координации политик правительства и центрального банка. Установление единой цели создает лучшие предпосылки для обеспечения подотчетности как центрального банка, так и правительства по достижению целевых показателей по инфляции.

Вместе с тем в мире существует безоговорочный консенсус, что инструментальная или операционная независимость является, с одной стороны, самым важным аспектом общей независимости, то есть способности центрального банка использовать весь спектр монетарных инструментов без вмешательства и ограничений со стороны других органов государственной власти. А с другой стороны, она должна быть законодательно подкреплена персональной и финансовой автономией центрального банка.

Другой стороной медали независимости являются прозрачность и подотчетность. Прозрачная монетарная политика — это политика, которая является четко определенной (по правилам), понятной и простой, а также базируется на регулярной коммуникации центрального банка с обществом. Фактически прозрачность должна решать проблему асимметричной информации между ним и обществом. Это уменьшает неопределенность в принятии решений субъектами экономики и повышает репутацию центрального банка. Прозрачность фокусируется на достоверности экономической информации, описывает процесс принятия решений и предоставляет аргументацию по этим решениям, делает объявления о решениях оперативными и для всего общества.

Элементы подотчетности включают обнародование и публикацию регулярных отчетов о монетарной политике, обсуждение и слушания в органах власти, средствах массовой информации, а также конференции, семинары и другие каналы коммуникации с обществом.

Поэтому независимость обязательно должна сопровождаться усилением прозрачности и подотчетности в деятельности центрального банка. А ограничение независимости НБУ прежде всего ударит по реальным доходам населения из-за более высокой инфляции и ее нестабильности.

Полезное видео о банковском рынке


Опубликовано на сайте: 10.05.2018

Автор: Александр Петрик

Источник: https://zn.ua/

Заказать онлайн:

Ипотеку

Кредит наличными

Кредитную карту

Перевод с карты на карту

Страховку

Ячейку

Кредит под залог

Автокредит

Пластиковую карту

Кредит на карту



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 12192