Идея финансового супермаркета от создателя Citigroup

Реализуя идею финансового супермаркета, создатель Citigroup Сэнди Вейл умудрился даже изменять законы удобным для себя образом. Однако его детище просуществовало чуть более десяти лет. Оглядываясь на эту историю, трудно удержаться от каламбура и не сказать, что Sandy Weill построил Sandy Castle.

В 1933 году в США был принят Акт Гласса-Стигала, который воздвиг Берлинскую стену между коммерческими и инвестиционными банками. Это была реакция властей на очередную волну паники вкладчиков (во время Великой депрессии они следовали одна за другой); одновременно готовилась программа гарантирования вкладов. По любопытному совпадению в том же году на свет появился и Сэнфорд (Сэнди) Вейл.

Инвестбанковская карьера будущей легенды Уолл-стрит началась с должности посыльного в Bear Stearns; в возрасте 46 лет Сэнди Вейл управлял собственной инвестиционной компанией Shearson Loeb Rhoades — второй по величине на тот момент после Merrill Lynch. В 1981 году компания была приобретена American Express за сумму, близкую к миллиарду долларов, а основной владелец Shearson получил пост президента Amex, на котором проработал четыре последующих года.

Макджоб

Уйдя из American Express из-за конфликта с председателем правления, Сэнди Вейл возглавил небольшую фирму Commercial Credit (потребительские кредиты) и занялся агрессивной скупкой финансовых компаний, испытывающих затруднения. К примеру, в 1989 году был выкуплен брокерский бизнес инвестбанка Drexel Burnham Lambert. Банк оказался в тяжелом положении, после того как против его сотрудника Майкла Милкена (знаменитого «короля мусорных облигаций») возбудили уголовное дело, закончившееся осуждением на десять лет лишения свободы за махинации. А к 1993 году Сэнди Вейл закончил поглощение Travelers Insurance — у крупнейшей страховой компании были проблемы из-за неудачных инвестиций на рынке недвижимости.

Таким образом, к концу 1997 года Сэнди Вейл управлял гигантом под названием Travelers Group, который мог оказывать полный спектр финансовых услуг, за исключением некоторых видов банковских операций вроде привлечения вкладов от населения. О размере корпорации можно судить по тому факту, что как раз в 1997 году завершилось слияние с Salomon Brothers, чья капитализация на тот момент превышала 9 млрд долларов.

В апреле 1998 года было объявлено о готовящемся объединении Travelers Group и Citicorp, крупнейшим международным коммерческим банком, имевшим представительства более чем в ста странах мира. Эта сделка прямо противоречила Акту Гласса-Стигала, правда юристы нашли лазейку в законе. После завершения сделки новая компания должна была в течение двух лет привести свой бизнес в соответствие с законом, избавившись от части активов. Но стратегический замысел Сэнди Вейла был в другом. Говорят, он поспорил с главой Citi Джоном Ридом о том, что конгресс в течение достаточно короткого времени отменит ограничения.

К концу 1998 года слияние Travelers и Citi было завершено, новая корпорация получила название Citigroup. (Кстати, Сэнди Вейл при M&A-сделках часто называл объединенную компанию именем поглощаемой, что льстило акционерам последней. Также когда-то поступал и Эндрю Карнеги.) В совет директоров корпорации были приглашены экс-президент США Джеральд Форд и действовавший секретарь казначейства Роберт Рубин. Их задача, как нетрудно догадаться, заключалась в лоббировании интересов Citi и отмене Акта Гласса-Стигала.

Справедливости ради стоит отметить, что к тому моменту в Европе аналогичные и также принятые во время Великой депрессии ограничения были отменены, а в Японии их и не было, поэтому к концу XX века американские банки испытывали на международных рынках серьезное давление со стороны более крупных японских и немецких конкурентов. Поэтому и без Сэнди Вейла вопрос корректирования законодательства обсуждался в конгрессе, но главу Citigroup подстегивали временные рамки, поэтому он приложил максимум усилий для лоббирования необходимых ему поправок. В итоге в конце 1999 года (то есть через год после образования Citigroup) был принят так называемый Акт модернизации индустрии финансовых услуг, или Акт Грэмма-Лича-Блайли. Берлинская стена рухнула.

А Сэнди Вейл провозгласил девиз Citi как McDonald’s, имея в виду глобальность и доступность для всех слоев населения, и сформулировал основное конкурентное преимущество корпорации — возможность реализовать идею финансового супермаркета.

Творец краха

Офисы Citi в разных странах мира иногда страдают от нападений антиглобалистов, так что можно сказать, что как минимум в этом плане корпорация стала похожа на McDonald’s. В 2003 году Citigroup стала крупнейшей по размеру активов финансовой компанией в мире, но в том же году Сэнди Вейл ушел с поста CEO. Построенная им империя столкнулась с проблемами, едва успев родиться. Citi коснулся скандал, связанный с мошенничеством Enron и WorldCom, дело закончилось выплатой 400 млн долларов штрафа.

Увы, в дальнейшем дела у корпорации пошли только хуже. В 2008 году она вообще оказалась на грани банкротства, спасать ее пришлось на деньги простых налогоплательщиков, то есть тех, кого Сэнди Вейл хотел осчастливить полным спектром финансовых услуг. Citi пришлось распродать многие свои активы, причем, по иронии судьбы, как раз те, от которых пришлось бы избавляться еще в 1999–2000 годы, если бы не отменили Акт Гласса-Стигала.

Как говорят в таких случаях, за что боролись, на то и напоролись. Провозглашенная основателем Citigroup концепция финансового супермаркета, ради которой, собственно, и была затеяна длинная череда слияний и поглощений, оказалась хороша только для соблазнения инвесторов. Ее реализация на практике столкнулась с целым рядом неразрешимых проблем.

О некоторых из этих проблем говорится в статье «Нынче в моде мини». Кроме них, возникли и трудности, специфические именно для Citi с ее гигантскими размерами и присутствием в огромном числе стран. Так, экспоненциально выросли не только нагрузка на IT, но и репутационные риски.

Провозглашенная основателем Citigroup концепция финансового супермаркета оказалась хороша только для соблазнения инвесторов.

Выше говорилось об антиглобалистах — разумеется, таких сложностей нет у компаний меньшего размера. Проблема усугублялась тем, что Citi стала не только too big to fail, но и too big to manage — сохранять единые стандарты обслуживания клиентов в вертикально интегрированной структуре оказалось несоизмеримо труднее, чем во франшизной сети McDonald’s, где в поддержании должного сервиса заинтересованы сами франчайзи.

Одно из теоретических преимуществ финансового супермаркета — объединение продуктов с разной доходностью в различных циклах деловой активности с целью стабилизации денежного потока. На практике получилось так, что при M&A-сделках происходило столкновение отличных друг от друга корпоративных культур, и решить эту проблему так и не удалось. Это понятно (правда, что называется, задним умом): психология и стиль работы продавца страховок принципиально отличаются от ментальности банковского операциониста, к примеру. Более того, в Citi возникали внутренние конфликты, связанные с обидами одних подразделений на другие и выяснениями отношений — мол, кто кого кормит.

Поклонники Сэнди Вейла считают, что все трудности, с которым столкнулось его детище, могли быть преодолены, если бы не кризис 2008 года. Правда, есть мнение, что отец-основатель Citigroup как раз таки приложил руку к возникновению этого кризиса — имеется в виду лоббирование Акта Грэмма-Лича-Блайли. Нобелевский лауреат Пол Кругман назвал одного из соавторов Акта Фила Грэмма «верховным жрецом дерегулирования рынков», что, по мнению экономиста, и привело к краху.

В 2010 году в США приняли Акт Додда-Фрэнка (см. статью «Благие намерения»), в котором есть положения, заставляющие вспомнить Акт Гласса-Стигала. Наверное, можно сказать, что последний все-таки взял реванш над своим ровесником.

Полезное видео о банковском рынке


Опубликовано на сайте: 29.11.2010

Автор: Александр Головин

Источник: http://bo.bdc.ru/


Заказать онлайн

Кредит под залог

Кредит на карту

Кредит под 0%

Кредит наличными

Кредитную карту






Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!


Рекомендуем