Что несет новое десятилетие мировой экономике и что делать, чтобы оно не закончилось великой депрессией 10.02.2020

Три топ-темы обсуждались на юбилейном Всемирном экономическом форуме в Давосе: глобальный экономический рост, повышающаяся технологичность мира и климатические изменения. Но все-таки ни угроза экспансии цифровых гигантов, ни увеличивающиеся выбросы СО2 не удержатся на повестке дня, если жахнет новый глобальный экономический кризис. А все к тому идет. // 10.02.2020

Возрастающая неуверенность — так директор МВФ Кристалина Георгиева в своем недавнем выступлении охарактеризовала начало нового десятилетия для мировой экономики. И это худшая характеристика из возможных. Нет ничего более губительного для инвестиций и предпринимательской инициативы, чем неуверенность. Когда все замерли в ожидании худшего, может и не найтись того, кто смог бы это худшее предотвратить.

Все последние отчеты МВФ просто кричат о росте корпоративных долгов, увеличении доли более рискованных и неликвидных активов, а также об усиливающейся зависимости от внешних заимствований в развивающихся странах. Темпы экономической активности в мире продолжают снижаться. МВФ в очередной раз уменьшил свой прогноз роста мировой экономики до 3% в этом году — самого низкого показателя со времени последнего глобального финансового кризиса.

Ежедневно в длинный список негативных факторов, ухудшающих ситуацию, добавляются новые пункты. С нового года там: австралийские пожары, обострение ситуации на Ближнем Востоке и заключение сделки между США и Китаем. Нет, сам факт заключения сделки — положительный, но все давно понимают, что "проблема" Китая и США не торговая, а идеологическая. И если раньше она существовала на уровне взаимных претензий, то сейчас материализовалась в конкретный документ, который нужно выполнять, но не хочется. Подписанное соглашение может не решить, а лишь усугубить этот конфликт, если, например, Китай решит не выполнять какие-либо условия договора, не предусматривающего никаких механизмов урегулирования споров. То есть риски, связанные с "торговой войной", не исчезли, а трансформировались.

По оценкам МВФ, в США ожидается ослабление роста с 2,3% в 2019 году до 2% — в 2020-м и до 1,7% — в 2021-м. В зоне евро прогнозируется едва заметное повышение роста с 1,2% в 2019 году до 1,3% — в 2020-м и до 1,4% — в 2021-м. Схожий прогноз и для Великобритании. А вот темп роста экономики Японии будет сокращаться с 1% в 2019 году до 0,7% — в 2020-м и до 0,5% — в 2021-м. Причем замедление темпов роста фиксируется как в развитых, так и в развивающихся странах, на которые международные экономисты возлагали большие надежды.

План, условно, был следующий: пока зрелые экономики переживают стагнацию и не могут предложить инвесторам интересный заработок, инвестиции хлынут на развивающиеся рынки, что и обеспечит глобальной экономике прирост. Но и он будет ниже ожиданий. Для группы стран с формирующимся рынком и для развивающихся стран прогнозируется повышение экономического роста с 3,7% в 2019 году до 4,4% — в 2020-м и лишь до 4,6% — в 2021-м. Увы, приток инвестиций не был шквальным, и темпы роста в Индии, Мексике и ЮАР оказались ниже ожидаемых. На Украину никто особо не ставил, но мы тоже пока не ощущаем прихода реальных инвесторов в страну — только спекулянтов в ОВГЗ и "зеленые" тарифы.

Помимо климатических форс-мажоров, которые для многих стран в последние годы стали одним из весомых экономических рисков, есть и более прогнозируемые угрозы. Например, усиление геополитической напряженности, главным образом между США и Ираном, может вызвать нарушение мировых поставок нефти, негативно сказаться на настроениях рынков и ослабить и без того неустойчивые коммерческие инвестиции. А более высокие тарифные барьеры между США и их торговыми партнерами, прежде всего Китаем, уже оказали негативное влияние на деловые настроения и усугубили циклические и структурные спады, в которых весь прошлый год находились многие страны. "Торговые" споры уже распространились на вопросы технологий, создавая новые риски для глобальных цепей поставок. Основания для протекционистских мер расширились до соображений национальной безопасности, и перспективы долгосрочного устранения напряженности в сфере торговли и технологий сейчас очень туманны.

Реализация любого из рисковых сценариев может привести к тому, что портфельные инвесторы начнут "бежать" в безопасные активы. Соответственно, существенно возрастет уязвимость корпоративных и суверенных заемщиков, накопивших немалые долги. Ужесточение финансовых условий моментально обнажит слабые места, накопившиеся за годы низких процентных ставок, и приведет к дальнейшему сокращению расходов и более широкомасштабному спаду.

И набор полезных советов у МВФ исчерпывается. А что хуже, базовые рецепты перестают работать. Придумывать что-либо новое для развитых стран все сложнее: многие, стимулируя рост занятости, уже достигли максимально низких за всю историю показателей безработицы, но на потребительской инфляции это практически не сказалось. Долгосрочные процентные ставки находятся на минимуме, а в некоторых случаях — вообще отрицательные. В итоге денежно-кредитная политика уже не может стимулировать экономический рост. Остаются лишь довольно спорные налоговые стимулы, которые далеко не все готовы применить, привлечение новых трудовых ресурсов (в основном мигрантов) и инвестиции в повышение производительности — в научные разработки, инфраструктуру и квалификацию кадров. Негусто, а главное, эффект от этих мер может наступить гораздо позже кризиса.

В зоне риска — производство и небанковские финансовые организации. А это конфликт интересов для финансовых регуляторов стран. С одной стороны, они должны стимулировать рост производства и, соответственно, смягчать свои политики. С другой — излишнее смягчение растит финансовый пузырь. Долгосрочная доходность резко снижается, объем государственных и корпоративных облигаций с отрицательной доходностью уже увеличился в мире до 15 триллионов долларов. Долг компаний, не способных покрыть процентные расходы за счет своих доходов, может вырасти до 19 триллионов долларов. Это почти 40% общего долга предприятий в США, Китае, Германии, Японии, Франции, Испании, Италии и Великобритании.

Мировые долги — это претензии настоящего на будущее. А если мы в этом будущем не уверены, то что будет с долгами? Правильно, пузырь лопнет.

Мало кто говорит о кризисе капитализма прямо, но опосредованно о нем кричат все здравомыслящие люди. Корпорации всегда работают себе во благо, и их интересы с интересами общества совпадают лишь отчасти. Их технологичность приводит к сокращению сотрудников и нередко к вытеснению с рынка труда целых видов занятости. Их потребности в инвестициях покрываются за счет рисковых займов, а за последствия крахов платит обычно все общество. Стимулирование доходов сотрудников, а соответственно, потребления для корпораций всегда на последнем месте, а государство для них — всегда лишь ситуативный союзник.

"Капитализм потерпел неудачу из-за его сосредоточенности на краткосрочной прибыльности и производительности. Компании должны измеряться не только своими финансами, но и тем, как они используют свои ресурсы для обслуживания общества", — сказал президент InTent Андре Хоффманн на открытии панели Всемирного экономического форума, посвященной устойчивому развитию. Хоффманн говорил об ответственном предпринимательстве, имея в виду прежде всего влияние корпораций на климатические изменения. Но ответственность предпринимателей давно пора расширить до социальной ответственности в целом. В действительности мир еще никогда не нуждался так остро в старомодных марксистах, как сейчас. Но западные вымирают, а восточные "ленинцы" извращают идеи Маркса до неузнаваемости. Мыслителей, действительно ищущих здоровую альтернативу капитализму как идеологии, — единицы. Их сложно услышать за хором популистов, использующих кризис капитализма в своих целях, и либералов, все еще верящих, что рынок сам себя отрегулирует.

Рекомендации у МВФ есть всегда. Они не нашли ответа на вопрос, как изменить ситуацию глобально, но имеют в запасе несколько универсальных рецептов, помогающих хотя бы снизить негативные симптомы. Увы, универсальные рецепты в современном мире срабатывают все реже. Поэтому мы обратились к украинским экономистам за полезными рекомендациями, как нашей стране подготовиться к сложным временам.

Александр Савченко, ректор Международного института бизнеса:

Главные месседжи директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой, к которым стоит прислушаться:

  • неравенство в доходах между бедными и богатыми слишком усиливается накануне кризисов;
  • страны с развитым финансовым сектором растут на 2–3% быстрее, чем с простыми, как в Украине, финансовыми рынками;
  • кредиты малому и среднему бизнесу эффективнее и безопаснее кредитов, выданных крупному.

Какие выводы из этого следует сделать украинской власти?

Для равного налогообложения богатых и бедных в Украине надо по крайней мере снять ограничения в 75 тысяч гривен зарплаты, на которую начисляется единый социальный взнос. Сейчас бедные платят социальный налог 22% со всей суммы зарплаты, а богатые — только с небольшой ее части! Иногда эта часть равна всего лишь 5–10%!

Украинским властям стоит обратиться ко всем международным финансовым организациям с предложением открыть масштабные (200–300 миллионов долларов) кредитные линии под государственные гарантии с распределением средств этих кредитных линий между банками-участниками для кредитования проектов малого и среднего бизнеса.

Также важно создать реальную фондовую биржу, которая сможет привлекать деньги для украинского бизнеса. Сейчас в Украине действуют несколько так называемых фондовых бирж, лицензии у которых необходимо отобрать уже на следующий день после создания государством единой Фондовой биржи Украины. Причем руководить этой биржей в первые годы, до ее корпоратизации и приватизации, должна, например, Франкфуртская фондовая биржа. Только при таких условиях украинский бизнес впервые получит реальный механизм привлечения инвестиций и некоррумпированную площадку по оценке и продаже ценных бумаг.

Иван Богдан, заведующий отделом экономико-математического моделирования ГУНУ "Академия финансового управления":

Международный валютный фонд акцентирует внимание на проблеме неравенства, ее роли в возникновении макроэкономических дисбалансов и усилении неуверенности. Ключевая рекомендация — создание условий для более широкого привлечения субъектов экономической деятельности, прежде всего малого и среднего бизнеса и домашних хозяйств с низкими доходами, в сферу финансовых услуг и улучшение их доступа к кредитным ресурсам.

Для Украины эти рекомендации интересны в двух аспектах. Первый связан с преодолением неравенства. Даже если это связано с доступом к финансовым услугам, то требует направления определенных ресурсов государственного бюджета на эти цели. И здесь принятые в бюджет на 2020 год изменения по созданию Фонда развития предпринимательства и выделение 2 миллиардов гривен на программы кредитов под 5, 7 и 9% для поддержки малого и среднего бизнеса созвучны с рекомендациями МВФ. Другое дело — наличие в бюджете достаточных финансовых ресурсов для обслуживания этих кредитных программ без риска потери фискальной устойчивости и способность государственного аппарата эффективно их администрировать.

Второй аспект связан с проблемами доверия к финансовому сектору. Как бы мы ни пытались расширить сферу охвата финансовыми услугами, но если доверие к банковской системе и центральному банку критически низкое, желаемого эффекта мы не достигнем. К сожалению, в Украине, как свидетельствуют данные исследования Центра Разумкова, доверие к этим учреждениям критически низкое. Стабильно хуже рейтинги только у судебной ветви власти. Такие вот неутешительные последствия реформирования банковской системы, проводимого с 2015 года.

Владимир Компаниец, экономист:

Когда глава МВФ Кристалина Георгиева говорит, что тема, характеризующая новое десятилетие, — это растущая неуверенность в глобальной экономике, то мне это нравится больше, чем оптимистичный взгляд. При неуверенности экономические субъекты осуществляют более выверенные расчеты и инвестиции. К чему приводят оптимистичные прогнозы, можно легко убедиться по кризису 2008 года. А поскольку Украина до сих пор в значительной степени зависит от мировых тенденций, то любой кризис серьезно ударит по нашей стране.

Безусловно, на украинскую экономику также начинают оказывать существенное влияние глобальные климатические изменения, о чем глава МВФ заявила в своем выступлении, но еще большее влияние оказывают такие банальные вещи, как недоступность для украинцев дешевых кредитов по сравнению с нашими ближайшими соседями. Что, в свою очередь, сказывается на уровне жизни людей, на материальном положении их семей и на развитии бизнеса.

Не менее актуально и отсутствие реальной защиты прав кредиторов. Украина является одной из стран, где те, кто "кидает" своих кредиторов или вкладчиков, не несут за это ответственности. Это началось с 90-х годов прошлого столетия и продолжается до сих пор. Банк "Украина", затем десятки эмитентов облигаций, сказавших, что "прощают свои долги", десятки тысяч компаний, которые без проблем вывели залоговое имущество на другие компании. Это и есть одна из фундаментальных основ более стабильной финансовой системы, о которой рассказывала глава МВФ.

Следующая наша проблема — недостоверная информация о стоимости финансовых услуг. Почти 15 лет Нацбанк Украины требует, чтобы банки раскрывали достоверную информацию о стоимости услуг, но так и не смог добиться этого. Люди оформляют кредиты под якобы низкие проценты, а в действительности из-за дополнительных комиссий, фиктивных страховок их процентные ставки достигают сотни, а иногда даже тысячи процентов. Это загоняет людей в финансовую кабалу. Некоторые страны на законодательном уровне уже давно ограничили максимальные размеры эффективных ставок по кредитам и решили вопрос с достоверным информированием потребителей услуг о реальной стоимости финансовых услуг. И нам пора. Как пора решить и глобальный вопрос с защищенностью потребителей финансовых услуг.

Конечно, поиск правильных реакций на возникающие вызовы — длительный процесс. Но мы предупреждены о надвигающейся беде, теперь уже никто во власти не сможет сказать, что кризис наступил внезапно, и потому Украина к нему не готова. Готовиться необходимо уже сейчас, переосмысливая происходящее, трезво оценивая текущее и прогнозируя будущее в перспективе не трех, а тридцати лет. Светлые умы, нашедшие ответы хотя бы на часть проблемных вопросов, знают, куда писать.


Горячие предложения

UniGroup

Кредит под 1,5% в месяц. Под авто, квартиру, дом, нежилое помещение

Сумма: от 30 000 до 15 000 000 грн.

Срок: от 1 месяца до 10 лет

Без выписки и перерегистрации

Киев, Киевская обл. до 60 км

Страховая группа ТАС

Электронный полис «автогражданки»

Оплата и получение – не выходя из дома

Регистрация договора в базе МТСБУ онлайн

Исключено мошенничество со стороны продавца

Дешевле бумажных полисов



Путеводитель

Как выбрать надежный банк

Даже профессионал не скажет наверняка, надежен ли тот или иной банк. Однако простой анализ регулярной банковской отчетности и некоторых других источников позволит сделать выбор банка более или менее объективным.

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com