Аналитический обзор условий рассчетно-кассового обслуживания юридических лиц во II квартале 2010 - I квартале 2011 года 20.06.2011

За исследуемые 12 месяцев средняя плата за открытие и обслуживание текущего счета субъекта предпринимательской деятельности в банках Украины повысилась на 1,5 грн. до 61,8 грн., а стоимость ежемесячного обслуживания увеличилась на 82% до 158,5 грн. // 20.06.2011

Средний по рынку тариф за проведение 1 платежа на бумажном носителе на конец декабря составил 7,27 грн., тогда как платеж с помощью системы Интернет/Клиент–Банк обошелся клиенту в среднем всего в 1,35 грн. К такому выводу пришли эксперты компании «Простобанк Консалтинг» по результатам ежеквартального аналитического обзора условий рассчетно-кассового обслуживания юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (ФЛП) в 25 ведущих банках Украины.

 

Стоимость открытия и обслуживания текущего счета уменьшалась во всех исследуемых периодах: -3,88 грн. и -1,86 грн. во 2 и 3 кварталах 2010 года соответственно и -8,08 грн. в 1 четверти 2011 года, кроме последнего квартала 2010 года, когда тариф вырос на 15,28 грн. и на конец декабря составил 69,91 грн.

Противоположная тенденция наблюдалась для платы за ежемесячное обслуживание текущего счета - для всех периодов было зафиксировано увеличение показателя. Так, во 2 квартале 2010 года для тарифа был зафиксирован рост в размере 7,03 грн., в 3 кв. – 13,17 грн., в 4 кв. – максимальный в размере 41,54 грн., а в 1 квартале 2011 года – 9,67 грн.

Рис. 1. Динамика среднерыночной стоимости ежемесячного обслуживания текущего счета юр. лиц и ФЛП

Аналитический обзор условий рассчетно-кассового обслуживания юридических лиц во II квартале 2010 - I квартале 2011 года image:1

В то же время банкиры снижали плату за подключение к системе Интернет/Клиент-Банк, за исключением 1 квартала 2011 года. Так если, в 2010 году показатель падал в среднем на 6,96 грн. в квартал, то в первой четверти текущего года значение тарифа даже увеличилось, правда, всего на 0,80 грн,. достигнув на конец марта 2011 года значения 41,44 грн.

Для платы за ежемесячное обслуживание в системе Интернет/Клиент-Банк в целом был зафиксирован боковой тренд – размер тарифа практически не менялся в апреле – августе 2010 года и декабре 2010 года – марте 2011 года. В то же время в сентябре – ноябре прошлого года финансисты существенно понизили цену обслуживания, когда среднее по рынку значение тарифа резко понизилось с 42,13 грн. до 29,52 грн. в месяц.

Рис. 2. Динамика среднерыночной платы за подключение к системе Интернет/Клиент-Банк

Аналитический обзор условий рассчетно-кассового обслуживания юридических лиц во II квартале 2010 - I квартале 2011 года image:2

Стоимость 1 платежки на бумажном носителе на протяжении 2010 года плавно росла, достигнув в конце декабря значения 4,79 грн., но уже в 2011 году цена за услугу стремительно пошла вверх, зафиксировав в конце марта значение в 7,27 грн. В то же время стоимость 1 платежа через систему Интернет/Клиент-Банк за исследуемые 12 месяцев незначительно понизилась, достигнув в конце марта 2011 года значения 1,35 грн. по сравнению с 1,58 грн. в апреле 2010 года.

Рис. 3. Динамика среднерыночной платы за ежемесячное обслуживание Интернет/Клиент-Банк

Аналитический обзор условий рассчетно-кассового обслуживания юридических лиц во II квартале 2010 - I квартале 2011 года image:3

Средняя стоимость выпуска чековой книжки на рынке за исследуемый период выросла на 11,29 грн. и на конец марта 2011 года достигла значения 32,35 грн. Увеличение значения было зафиксировано и для платы за снятие наличных с текущего счета, которая за 12 месяцев выросла с 0,86 п.п. до 0,89 п.п. При этом 81% расчетно-кассовых программ на рынке предлагалось одновременно для юр. лиц и ФЛП, тогда как только 11% программ предусматривает предоставление услуг только ФЛП и 8% - только для юр. лицам.

Рис. 4. Структура предложений в зависимости от организационной формы клиента

Аналитический обзор условий рассчетно-кассового обслуживания юридических лиц во II квартале 2010 - I квартале 2011 года image:4

По прогнозам финансового аналитика компании «Простобанк Консалтинг» Владимира Паюка в 2011 году не стоит ожидать существенного изменения тарифов по РКО. «Финучреждения вряд ли будут повышать тарифы по РКО выше уровня инфляции, ведь конкуренция на рынке существенна. Поэтому, банкиры будут акцентировать свое внимание на улучшении функциональности и сервиса по обслуживанию клиентов», - полагает эксперт.

Справка: информация подготовлена на основании ежеквартального аналитического обзора условий рассчетно-кассового обслуживания юридических лиц и ФЛП, произведенного компанией «Простобанк Консалтинг». Для того чтобы получить полную версию отчета, вам нужно обратиться по телефону (044) 219-40-90. С 2006 года специалистами компании «Простобанк Консалтинг» проведено более 3000 исследований банковского рынка различной степени сложности, клиентами компании являются ведущие банки Украины.