Три тренда банковских платформ 27.07.2020

Финансовый сектор мало-помалу возвращается вместе со всеми к более или менее привычному укладу жизни, а у IT-аналитиков появилось время разобраться в произошедших за первую половину 2020 года технологических изменениях. Часть из них касается «святого»: банковских и других финансовых платформ. // 27.07.2020

Для погружения в тему приведем несколько определений термина «банковская платформа».

CORE BANKING VS ЭКОСИСТЕМА

Под цифровой платформой аналитики Forrester в «Now Tech: Digital Banking Platforms (Q4 2019)» понимали комплексное решение, в состав которого входят подсистема Core Banking для выполнения учетных задач, фронт-офис и каналы обслуживания клиентов банка. Всего же было обследовано 35 цифровых банковских платформ от ведущих мировых вендоров.

В марте 2020 года благодаря тому, что цифровая омниканальная платформа Digital Q от «Диасофт» вошла в число 19 современных цифровых банковских платформ от ведущих мировых поставщиков (по версии аналитиков агентства Celent, входящего в группу Oliver Wyman Group), удалось узнать о некоторых закрытых деталях методик исследователей.  

Так, в документе Celent «The Modern Digital Banking Channel Platform: Global Edition» проанализирована эволюция развития платформ, поддерживающих каналы обслуживания банковских клиентов, от ведущих игроков рынка. В пресс-релизе «Диасофт» приводятся дополнительные любопытные данные: «Согласно исследованию, поставщики банковских решений трансформируются, внедряя новые функции в каналы и добавляя новые точки взаимодействия с клиентом в свои решения. Пока вендоры фокусируются на поддержке омниканального обслуживания клиентов (кассы, отделения и контакт-центры) и возможностях самообслуживания, банки развивают новые бизнес-модели, такие как банкинг в качестве услуги (BaaS), финансовые маркетплейсы и открытый банкинг. Celent подчеркивает, что наличие партнеров и экосистем определяет лидеров рынка. «Платформа будущего — это платформа, которая позволяет создавать более крупные экосистемы для поддержки как различных функциональных возможностей, так и бизнес-моделей».

Два аналитических агентства — два довольно различающихся мнения. Forrester, как представляется, ориентируется на внутрибанковские решения, а Celent говорит больше об экосистемах и маркетплейсах, хотя одно и не отрицает другого. Но в любом случае оба исследования описывали ситуацию до пандемии COVID-19.

РАЗ, ДВА, ТРИ

Благодаря вирусу, режиму самоизоляции и массовому уходу сотрудников на удаленную работу финансовое сообщество совершило, как любят выражаться физики и философы, «фазовый переход» во многих технологических сферах. Что-то видно уже сегодня, а что-то — например, более активное использование облаков — проявится позже. Аналитики уже начали выпускать свежие исследования, где подробно описываются наблюдаемые ими изменения в «платформостроении». 

Так, уже упомянутый Forrester выпустил июньский отчет с громким заголовком «The Banking Platform Market Remains Stagnant, Though Smaller Banks are Turning to Fintechs» («Рынок банковских платформ продолжает стагнировать, хотя малые банки обращаются к финтеху»). Очевидно, авторы имели в виду, что возможность новых интеграций с партнерами или сервис-провайдерами — это одна сторона проблемы. Еще необходимо уметь быстро адаптировать бизнес-процессы под давлением постоянных обновлений в результате новых бизнес-требований, нормативных и рыночных реалий. Поэтому на первый план выходит обеспечение гибкого изменения бизнес-логики платформы.

Текст Forrester еще предстоит проанализировать и понять, помогут ли здесь отечественным банкирам стартапы? Есть сомнения. Но в любом случае на заметку этот западный тренд стоит взять.

Во-вторых, что касается России, уже очевидно — платформ, к которым подключен банк, сегодня много больше, чем одна. Об этом, например, говорилось в ходе бизнес-квартирника «Б.О» «IdTech: Звездный час банковской биометрии». Представители Банка России и Ростелекома, операторов инфраструктурных сервисов СБП, ЕБС и Цифрового профиля гражданина, говорили об их будущем развитии с учетом потребности удаленного и безофисного банковского обслуживания граждан страны в условиях пандемии. Никто не отменял и иные мероприятия в рамках «Цифровой России», например переход на обмен информацией с помощью XBRL. Все вместе означает, что остро встает вопрос интеграции между всеми платформами. Надо учиться и готовиться как банкирам, так и вендорам.

Тренд номер три четко обозначен в аналитическом исследовании «Threat Zone 2020: не дожидаясь бури», подготовленном экспертами Сбербанка и компании BI.ZONE с учетом рисков самоизоляции и т.д. В этом документе интересно сопоставление смысла двух цитат.

Первая звучит так: «По мере роста цифровой экономики бизнес все больше полагается на публичный сегмент Интернета, чтобы передавать и даже хранить все необходимые для работы данные, в том числе чувствительную информацию — как самих компаний, так и их клиентов».

Второй тезис Сбербанка: «Источниками кризисов обычно становятся факторы, связанные с нестабильностью отдельных рынков, экономики в целом или общественно-политической обстановки. Бизнес и государство уже привыкли к такого рода угрозам: в риск-департаментах и профильных министерствах на этот случай всегда существует план “Б”.

Однако сейчас аналитикам стоит сосредоточиться на проработке рисков киберкризиса. Его вероятность с каждым днем растет, последствия по разрушительности сопоставимы с результатами традиционных катаклизмов, при этом большинство компаний (77%) к такому повороту событий не готовы».

Интерпретировать смысл слов ИБ-экспертов можно, например, таким образом: финансовый мир становится открытым с постоянно уменьшающимся уровнем приватности каждой отдельной личности. Но отрывается он за счет элементов глобальных платформ, активно используемых, но никак не контролируемых банками: сетями сотовой связи, социальными сетями, облачными провайдерами, агрегаторами данных и т.д. Все это вместе делает экономические кризисы и киберкризисы практически идентичными по последствиям. И в центре этого всего находятся IT-платформы и экосистемы на их базе. С этим придется что-то делать. Безопасность выходит из тиши бэк-офисов банков на первый план.

Таким образом, архитектурный облик того, что можно в будущем назвать банковской платформой будет отличен от решений, актуальных даже в начале этого года. Три обозначенных вектора перемен, естественно, не образуют закрытый список. Мы ожидаем дополнительное давление на разработчиков со стороны кардинального изменения пользовательского опыта, полученного в ходе самоизоляции миллионов граждан страны.

Горячие предложения

UniGroup

Кредит под 1,5% в месяц. Под авто, квартиру, дом, нежилое помещение

Сумма: от 30 000 до 15 000 000 грн.

Срок: от 1 месяца до 10 лет

Без выписки и перерегистрации

Киев, Киевская обл. до 60 км

Miloan.ua

Кредит онлайн на карту. Бесплатно до 12 000 грн.

Сумма от 500 до 15 000 грн.

Срок: от 1 до 30 дней

Возраст: от 18 до 69 лет

Без звонков и фото!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Путеводители

Как выбрать надежный банк

Даже профессионал не скажет наверняка, надежен ли тот или иной банк. Однако простой анализ регулярной банковской отчетности и некоторых других источников позволит сделать выбор банка более или менее объективным.

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com