Банкоматы настоящего и будущего

На прошедшем в германском городе Реда-Виденбрюк ежегодном форуме Wincor World его организатор — компания Wincor Nixdorf показала все, на что способны современные банкоматы и прочие устройства, имеющие отношение к приему наличных и безналичных средств.

Пользователей, так же как, впрочем, и банкиров, в первую очередь волнует безопасность операций, совершаемых через банкомат. Основным бичом владельцев банкоматных сетей по-прежнему является скимминг — технология перехвата информации о номере карты и ее ПИН-коде.

Преступные технологии шагнули так далеко, что даже представители заводов, на которых собирают банкоматы, признаются, что в наши дни на глазок отличить устройство, переоборудованное преступниками, стало практически невозможно.

К примеру, качественные накладки на клавиатуру (с помощью которых мошенники получают данные о ПИН-коде банковской карты) изготавливаются для конкретных моделей банкоматов. Установить и снять такую накладку можно буквально за секунду. После установки скиммер-устройства ни по цвету, ни на ощупь человек не отличит банкомат от «настоящего». В отличие от человеческого глаза, видеокамера, снабженная специальным программным обеспечением, скимминговые «примочки» отлично видит. Защитное решение, показанное на форуме, преобразует поступающую с видеокамеры «картинку» в математическую формулу и контролирует в режиме реального времени порядка 70 параметров. Малейшие изменения цветовой гаммы или крошечное приподнятие клавиатурной панели тщательно анализируется (чтобы не было ложных срабатываний), и в случае обнаружения скиммингового оборудования банкомат не только тормозит трансакции, но и фиксирует в памяти фото потенциального злоумышленника.

В дополнение к «умной» оптической защите на банкоматы последнего поколения ставятся также датчики, определяющие изменение электромагнитного поля, характерное для скимминговых устройств.

Набив руку на борьбе со скиммерами, программисты Wincor Nixdorf создали решение для определения мошеннических операций — фрода, причем не только банкоматного, а любого, включая переводы и платежи, осуществляемые через системы интернет-банкинга, а также операции, проводимые сотрудниками банка.

Еще одним ноу-хау могут считаться универсальные кассеты, которые можно устанавливать как в «электронные кассиры» (сейфы с функцией приема и выдачи наличных и мгновенного зачисления средств на банковский счет), используемые розничными сетями, так и в обычные банкоматы.

Часть кассет снабжается капсулами с чернилами, которые пачкают купюры в случае взлома банкоматного сейфа. О том, почему «чернильный метод» популярен на Западе, но никак не приживется в России, рассказал Банки.ру менеджер по проектам и продвижению программных продуктов Wincor Nixdorf Игорь Королев. По его словам, проблема не в особенности менталитета российских преступников, которым плевать на чернила, и даже не в жадности банкиров, экономящих на стоимости кассет. Дело в том, что в России не налажена схема замены испорченных купюр. В Европе, к примеру, центробанки меняют такие купюры в том случае, если замены требуют кредитные организации. Возможна, в частности, ситуация, когда в срабатывании «чернильной защиты» виновен не преступник, а инкассатор, забывший во время выемки кассеты дезактивировать чернильную «бомбу». Да и оставленные на месте преступления испорченные купюры банку необходимо куда-то пристраивать. Не отмывать же их, в самом деле. В России тем временем четких инструкций о замене окрашенных денег пока нет (все решается в индивидуальном порядке), зато существует положение о порче денежных купюр, грозящее банку не обменом испорченных денег, а штрафом.

Еще одно современное банкоматное ноу-хау, напрямую касающееся клиентов банков, связано с персональной рекламой. Сейчас банкиры, как правило, прокручивают на банкоматах «универсальные» рекламные ролики и баннеры. При этом идентифицированному по карте клиенту любая кредитная организация хотела бы делать персональные предложения. Сложность здесь в том, что информация о клиенте в банке меняется часто, в зависимости от совершаемых им платежей и переводов, взятых кредитов и открытых депозитов. Параллельно должны меняться и предложения банка, но перепрограммировать соответствующим образом банкоматы не так просто без специальной автоматизированной системы, связанной с процессингом. Поняв это, Wincor Nixdorf вышла на рынок со своим программным продуктoм. Решение уже опробовали банк ВТБ 24 и Уральский банк реконструкции и развития. Окупать подобные решения банки рассчитывают в первую очередь за счет персонифицированной рекламы кредитов.

Еще одна новинка от Wincor имеет отношение к оплате товаров в розничных сетях. Здесь уже давно пытаются наладить автоматизированное сканирование товаров, без участия кассира. Проблема в том, что все создаваемые для этого решения не дают 100-процентной гарантии того, что мимо них не «пробежит» ни одна неотсканированная упаковка. Несколько лет назад казалось, что панацеей станут радиометки (RFID-чипы), но и они не изменили ситуации кардинально, ручной труд при сканировании товара остался востребован. Wincor вернулась к обычным штрихкодам и показала «тоннель-конвейер», снабженный десятками сканеров и способный в автоматическом режиме сканировать товары с надежностью 98%. Разработчики попытались максимально упростить процедуру добавления в чек тех самых неучтенных 2% товаров. Если мимо «прокралась» упаковка, с которой не справились сканеры, изображение товара появляется на экране, и конвейер приостанавливается, давая возможность отсканировать товар вручную.

После сканирования товар можно оплачивать банковской картой или наличными — электронному кассиру. Если решение приживется, то магазины самообслуживания получат еще один шанс избавиться от очередей в кассу. От которых пока не спасает ни популяризация безналичных платежей, ни внедрение бесконтактных карт (системы PayPass и т. п.). «Тоннель» 360 Scan Portal, разработанный фирмой Wincor, тестируется в настоящее время в германской розничной сети Rewe. От владельцев российских магазинов заказов пока еще не поступало.

Компания Wincor разработала приложение и для пользователей мобильных телефонов. Цель — отправить перевод, который можно было бы (при наличии телефона) снять в банкомате без использования банковской карты. Для совершения такой трансакции компания Wincor Nixdorf предложила способ идентификации получателя по двум кодам, получаемым по разным каналам. Один код приходит получателю платежа в виде СМС-сообщения. За его отправку отвечает специальная программа, установленная в банкомате, с которого делается перевод. Другой код отправитель должен сообщить получателю голосом (также по телефону). Как рассказал Банки.ру глава российского представительства Wincor Nixdorf Виталий Постолатий, банкомат, с которого отправляются средства, необязательно должен принадлежать тому же банку, что и тот, с которого средства снимаются. Главное, чтобы обе кредитные организации согласились с правилами идентификации клиента-получателя. Но не исключено, что в России система мобильных переводов сначала заработает на сети одной кредитной организации, а затем к ней присоединятся другие банки.

Полезное видео о банковском рынке


Опубликовано на сайте: 08.11.2012

Автор: Леонид Чуриков

Источник: http://www.banki.ru/

Актуальные обзоры банковского рынка на ваш e-mail!






Рекомендуем