Банки и Fintech-стартапы: что мешает сотрудничеству? 24.09.2020

Сегодня мы видим лишь единичные кейсы сотрудничества Fintech-компаний и банков. Почему? // 24.09.2020

Казалось бы, сам Бог велел банкам интегрировать самые успешные Fintech-практики в свою операционную деятельность — для достижения синергии в финансовых показателях и клиент-ориентированности. С другой стороны, и Fintech-стартапы, как никто, заинтересованы в продаже своих продуктов банкам. И успешные кейсы такой плодотворной коллаборации есть. Однако, в глобальном контексте что-то пошло не так. Что же именно?

Сегодня многие авторитетные эксперты сходятся в одном: в ближайшей перспективе банки, которые не будут разрабатывать и внедрять решения на стыке IT и финансов, устареют и потеряют своих клиентов. А финтех-стартапы, не сотрудничающие с крупными банками, скорее всего, разорятся.

На мой взгляд, эти категоричные выводы справедливы в горизонте лет десяти (а не ближайшего времени), поскольку на данный момент традиционные банки все же довлеют в финансовых системах большинства стран.

Хотя уже сегодня очевидно, что финансовые технологии и инновации активно трансформируют всю индустрию потребления. Появление необанков и BigTech-компаний (таких как Apple, Facebook, или Amazon) на рынке финансовых услуг кардинально изменило ожидания клиентов.

Например, потребители поколения Y (рожденные между 1983 и 2002 гг.) уже привыкли получать сверхперсонализированные услуги в режиме real time, которые соответствуют их динамичному стилю жизни — такой формат уже сегодня предлагают банки-«челленджеры». К тому же, Fintech-стартапы — неотъемлемый элемент культуры хипстеров (как, например, кофейни Starbucks, или такси Uber). Поэтому, новое поколение почти со 100-процентной уверенностью отдаст предпочтение необанку перед традиционным банком.

Кстати, такой потребительский тренд отражают и результаты опроса клиентов «World Retail Banking Report 2019». Многие респонденты готовы променять свой традиционный банк на Fintech-компанию. 70% опрошенных заявили, что предпочитают услуги от новых платежных сервисов и необанков, поскольку у них ниже комиссии, 68% — из-за простоты использования, 54% — из-за скорости обслуживания.

А именно в этом традиционная банковская система заметно отстает. Таким образом, чтобы выжить в борьбе за клиента, банки просто обречены на сотрудничество с Fintech-стартапами. Но, к сожалению, такой плодотворной коллаборации все еще препятствуют многие структурные барьеры.

Главные болевые точки

В этом контексте интересны выводы международных аналитических платформ Capgemini и СB Insights, каждая из которых опубликовала самостоятельное исследование по состоянию глобального Fintech в первой половине 2020 г.

Лейтмотив экспертных выводов: на сегодняшний день и банки, и финтех-компании разочарованы слабыми результатами взаимного сотрудничества. В консалтинговой компании Capgemini приводят весьма показательную социологию:

  • только 21% банков считают, что их системы достаточно гибки для совместной работы с Fintech-стартапами
  • лишь 6% банков достигли желаемой рентабельности инвестиций от сотрудничества с цифровыми проектами
  • 70% финтех-компаний культурно или организационно не сходятся во взглядах со своими банковскими партнерами
  • более 70% финтех-компаний отмечают, что они недовольны технологическими барьерами, которые существуют у традиционного банковского оператора
  • половина руководителей FinTech заявили, что не нашли подходящего партнера для совместной работы.

Главная причина может быть в том, что банки в последние годы активно инвестировали в IT и в улучшение клиентского опыта (в том числе привлекая финтех-компании), однако сами банковские продукты и сервисы не изменились. Сотрудничество с финтех-компаниями было бы гораздо более эффективным, если бы банки работали с ними на всех этапах, начиная от создания банковского продукта.

Но, по мнению аналитиков Capgemini существуют и другие ощутимые барьеры (я бы назвал их экзистенциальными, зависящими от изначальной природы и рыночной специфики банков и Fintech-структур):

  • Разрыв в бизнес-стиле и организационной культуре: существует весомое различие — банки более консервативны и бюрократичны; стартапы — более свободны и менее организованы. Устаревшие legacy-системы банков препятствуют динамичному «real-time» — стилю Fintech-стартапов. Большинство банковских учреждений полагаются на собственную унаследованную систему. Это можно назвать культурным разрывом, препятствующим плодотворному сотрудничеству.
  • Процессуальные барьеры: большинство банков имеют жесткую иерархическую структуру менеджмента. В отличие от них, цифровые стартапы по своей природе — более гибкие и горизонтальные. Естественно в таком формате Fintech-командам весьма сложно интегрировать свои креативные решения в консервативные бизнес-процессы банков.
  • Барьеры финансирования: более половины Fintech-стартапов пребывают в ранней стадии — они лишены инвестиций для масштабирования своего бизнеса. С другой стороны, многие банки не рискуют инвестировать в стартапы, поскольку не уверены в коммерциализации цифрового продукта и в том, что инвестиции окупятся. Лишь 6% банков по итогам сотрудничества достигают желаемого возврата на инвестиции (ROI).
  • Слабая вовлеченность в проекты СЕО банков: по данным Capgemini, 6 их 10 Fintech-предпринимателей не видят активного участия и достаточной заинтересованности в проекте со стороны руководителей банка-партнера. Нередко такие проекты обречены на быстрый коллапс.
  • Отсутствие специальных цифровых команд в штатном расписании банковских структур: лишь пятая часть банков формируют в своей структуре выделенную команду инноваций, которая имеет все необходимые полномочия и самостоятельно работает с Fintech-стартапом «под ключ».
  • Несоответствие в сотрудничестве: многие руководители Fintech-стартапов недостаточно осведомлены относительно специфики банковских бизнес-процессов и связанных с ними проблем, не являются достаточно компетентными в процессах, связанных с масштабированием продукта и т. д.

Кстати, существенным негативом для сотрудничества традиционных банков и техно-компаний стало недавнее банкротство немецкого стартапа Wirecard (инновационные диджитал-платежи), руководство которого обвиняется в масштабных махинациях и в создании финансовой пирамиды. Это ударило по нескольким крупным европейским банкам-кредиторам (Commerzbank, ING, Credit Agricole) — потери составили более половины прибыли этих банков за 2-й квартал 2020-го. Насколько негативно повлияет это масштабное фиаско на дальнейшую коллаборацию банков с Fintech-стартапами, на мой взгляд, судить еще рано, должно пройти время.

Успешные кейсы

Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. К счастью, в первой половине 2020 имели место и кейсы плодотворного сотрудничества между традиционными банками и Fintech-компаниями:

— Недавно к цифровой платформе одного из представителей Bigtech — корпорации «Google — присоединились шесть банков, которые будут обслуживать счета пользователей Google Pay. О партнерстве с Google объявили два федеральных банка — BBVA USA из Бирмингема и BMO Harris из Чикаго. Работать с Google также будут два общественных банка (Coastal Community Bank из Эверетта, штат Вашингтон и First Independence Bank из Детройта), кредитный союз SEFCU и BankMobile — онлайн-банк, обслуживающий студентов колледжей (подразделение Customer Bank).

Пользователи Google смогут открывать счета через электронный кошелек Google Pay. Корпорация предоставит интерфейс, а банки-партнеры будут хранить депозиты и обслуживать счета, не создавая собственной инфраструктуры и одновременно продвигая свой бренд на цифровой платформе Google.

— Немецкий Commerzbank начал сотрудничать с IDnow, Fintech-сервисом, который использует машинное обучение для видеоверификации клиентов с помощью различных гаджетов. В результате, коэффициент конверсии повысился на 50%, а также выросли продажи банковских продуктов.

— Берлинский банк-«челленджер» N26 стал партнером лондонского сервиса денежных переводов TransferWise, чтобы дать возможность клиентам N26 сэкономить на комиссии при осуществлении валютных переводов.

— Американский стартап MANTL благодаря решениям по автоматизации процессов бэкофиса, помогает банкам и кредитным союзам наращивать счета и депозиты. Например, американский банк Quontic недавно начал сотрудничество с MANTL, чтобы ускорить процесс цифрового банкинга для своих клиентов. С помощью усовершенствованной платформы цифровых депозитов, они могут открывать банковский счет менее, чем за три минуты.

Эти кейсы демонстрируют огромный потенциал интеграции инновационных продуктов в традиционный банкинг. Могу предположить, что, несмотря на вышеупомянутые «трудности перевода», в следующие десять лет такая тенденция распространится даже на большинство т. н. развивающихся стран, и многие банки будут претендовать на звание ключевых игроков глобального Fintech-рынка. Это — повод инвестировать в Fintech-стартапы, чтобы завтра суметь конкурировать за проекты с JP Morgan и Bank of China.

Горячие предложения

UniGroup

Кредит под 1,5% в месяц. Под авто, квартиру, дом, нежилое помещение

Сумма: от 30 000 до 15 000 000 грн.

Срок: от 1 месяца до 10 лет

Без выписки и перерегистрации

Киев, Киевская область, Одесса, Харьков, Днепр, Львов, Полтава, Житомир, Ивано-Франковск

Miloan.ua

АКЦИЯ!!! Скидки и подарки за кредит! До 15 000 грн. бесплатно

Сумма от 500 до 15 000 грн.

Срок: от 1 до 30 дней

Возраст: от 18 до 69 лет

Без звонков и фото!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Путеводители

Как выбрать надежный банк

Даже профессионал не скажет наверняка, надежен ли тот или иной банк. Однако простой анализ регулярной банковской отчетности и некоторых других источников позволит сделать выбор банка более или менее объективным.

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com