Экология тренинга 26.05.2010
Согласно Гиппократу, первая заповедь врача – Не навреди. А у тренера? Есть ли у него заповеди, принципы, этический кодекс? Как этика перекликается с эффективностью? // 26.05.2010
Вопросы профессиональной этики важны для меня с тех пор, как я пришел в практическую психологию. Мне кажется, значимость этических аспектов профессии тесно перекликается с профессиональным ростом. Чем более вы профессиональны, тем важнее для вас этическая сторона вопроса, по крайней мере, в коммуникативных профессиях.
Когда я размышляю над понятием «экология тренинга», для меня актуализируется ряд важных вопросов:
- обеспечение безопасности участников тренинга от деструктивных действий тренера, манипуляций и других агрессивных методов воздействия;
- соблюдение прав участников тренинга и прав самого тренера;
- правила взаимодействия с заказчиком обучения;
- принципы организации и проведения корпоративного обучения».
Если в открытом тренинге безопасность участников, преимущественно, обеспечивает тренер, то в корпоративном обучении экологичность, наряду с заботой о правах и безопасности участников тренинга, подразумевает также и согласование целей тренинга с интересами организации, заказавшей тренинг.
Здесь ответственность за экологичность тренинга разделяется между тренером и службой персонала и/или инициатором обучения. Особое значение приобретает контекст обучения, в частности, организация и администрирование учебного процесса.
Среди факторов, влияющих на экологичность тренинга, я выделяю такие:
- Цели тренинговой программы
- Методы продажи
- Личность и компетентность тренера
- Тренинговые технологии
- Контекст обучения
Чтобы не быть голословным, я приведу несколько примеров деструктивного влияния на тренинг по каждому из перечисленных факторов.
Цели тренинговой программы
Осуществление скрытой оценки участников тренинга.
Тренер не имеет права осуществлять оценку участников тренинга без уведомления самих участников оценки, поскольку нарушает право участников на «информированное согласие». Такая скрытая оценка участников тренинга противоречит этике работы тренера. Тренер обязан проинформировать участников учебной группы обо всех, стоящих перед ним задачах.
Цели тренинга противоречат общечеловеческим ценностям, морали и агрессивны по отношению к психическому здоровью участников.
Несколько «живых» цитат из тренинговых программ:
«Незаметно навязывать необходимое Вам решение». «Внедрять в сознание собеседника необходимое Вам мнение и решение;» «Давить и принуждать оппонента», «Понимать психологические «зацепки» человека и пользоваться его слабыми местами»; «Управлять человеком как компьютером, нажимая на нужные «кнопки».
Нетрудно догадаться о психологической проблематике составителя такой программы:
- неспособность строить партнерские отношения
- неспособность доверять другому человеку
- избыток агрессии
Интернет пестрит программами тренингов, в названиях которых встречаются: «приемы манипуляции в деловых переговорах», «манипулятивные технологии», «мастерство манипуляции в личном общении», «психологический прессинг в деловых переговорах».
Согласно этическому кодексу, тренер не имеет права учить участников тренинга манипуляциям, но может учить распознанию и противостоянию манипуляциям.
Это этическое ограничение связано с тем, что запрос на навыки манипуляций, как правило, исходит от людей, испытывающих сложности в построении доверительных партнерских отношений. Тренер, предлагая возможности манипулятивного взаимодействия, таким образом поддерживает «патологию» участников, взамен обучения навыкам конструктивного взаимодействия.
Методы продажи
Ложные обещания тренера/тренинговой программы. Приведу несколько примеров невыполнимых обещаний из реальных программ тренингов, взятых на веб-сайтах тренинговых компаний и на специализированных порталах в интернете.
«В результате тренинга объем продаж возрастет на 40%»
В результате тренинга можно обещать рост компетентности специалистов по продаже и некоторое повышение их мотивации, но точная или даже приблизительная цифра прироста продаж - это откровенная ложь.
«В результате тренинга вы получите навыки...»
Навык – это автоматизированный способ выполнения действия без участия произвольного внимания. Формирование навыка предполагает порядка 3-х недель тренировок. А в рамках тренинга возможно формирование умения, когда то или иное действие выполняется осознанно и целенаправленно, но никак не автоматизировано.
«Тренинг поможет Вам: удвоить, утроить… свои физические и психические ресурсы» «... не попадать в стрессовые, кризисные, сложные ситуации...».
Такие обещания не нуждаются в комментариях и, вероятно, рассчитаны на тех, кто еще верит в Деда Мороза.
Кроме откровенного обмана потенциальных участников тренинга относительно результатов обучения, тренинговыми центрами используются и другие «нечистоплотные» методы привлечения и удержания участников тренинговых программ.
Так, для получения новых клиентов используется сетевой маркетинг типа: «хочешь прийти на лидерскую программу (ЛП) – докажи, что ты лидер, приведи на базовый уровень 3 человек». Те, кто прошёл такие программы, обычно активно агитируют своих друзей, близких знакомых. На вопрос, «что же там было такого?» – отвечают: «Просто супер, приходи – узнаешь, я не имею права тебе об этом рассказывать».
Если Вы «попались на удочку» и приходите в подобный тренинговый центр, перед тренингом Вам предлагают заполнить любопытную регистрационную анкету и требуют ее подписать. Здесь я процитирую регистрационную анкету, которую предлагают в одной киевской тренинговой компании:
«Я обещаю: Не разговаривать с соседями. Задавать вопросы, делиться, разговаривать только с разрешения тренера. Не садиться рядом с людьми, которых я знал до начала Курса... Тренер оставляет за собой право в любой момент удалить студента из Курса.» (1)
Подобные правила существуют в тоталитарных сектах, поскольку позволяют практически полностью подчинить «сектантов», лишить воли и способности критически мыслить.
Для удержания Вас в Программе, чтобы Вы не «соскочили» и не бросили программу раньше, чем вас доведут «до кондиции», Вас свяжут обещанием с другим участником такого характера: «если вы бросите занятия – второй участник будет исключен из тренинговой группы». Вполне логично, что Вам будет непросто в дальнейшем решиться бросить занятия, ведь таким образом Вы лишите возможности заниматься и вашего согрупника. Это еще один прием из практики тоталитарных сект.
Компетентность и личность тренера
Важнейшим фактором, влияющим на тренинговый процесс, является профессиональная подготовка тренера в области тренинга и его личностные особенности.
Отсутствие психологической подготовки: теоретической, практической, а также специальной методической подготовки в области тренинга (2). При отсутствии таковой, тренер может действовать неэффективно и в разрез с этическим кодексом, нарушая права участников. В лучше случае тренинг превращается в интерактивный семинар, что само по себе резко снижает эффективность обучения.
Примером некомпетентных действий тренера является так называемый «Эффект оранжереи» – когда участники тренинга в учебной группе видят милых и приятных людей, которые охотно сотрудничают с ними; действия тренера направлены на то, чтобы показать простоту исполнения и стопроцентную эффективность и универсальность предлагаемых им техник и приемов. Участники получают в тренинге преимущественно позитивный опыт, когда все у них получается. Однако, возвращаясь в обычную жизнь, вдруг обнаруживается, что окружающие люди не так милы и не так склонны сотрудничать, а техники и приемы из тренинга не так уж и эффективны.
Наличие психологических проблем и акцентуаций характера у тренера, проявляющихся в межличностном общении и влияющих на эффективность тренинга. Внутренние сложности тренера могут проявляться в неэкологичном поведении в адрес участников.
Вот несколько примеров неэкологичного поведения тренера, мотивированного психологическими проблемами.
Пример 1. Сталкиваясь с несогласием участника тренинга, тренер, указывая на свои часы, говорит: «Ты знаешь, сколько стоят мои часы? – 3 тысячи долларов. Вот когда ты сможешь позволить себе такие же – тогда мы и поговорим». Тем самым тренер нарушает одно из базовых прав участника, право на уважение и сохранение собственного достоинства.
Пример 2. Тренер осуждает/высмеивает убеждения одного из участников тренинга искренне считая, что это необходимо, чтобы изменить мнение участника тренинга и сделать его эффективнее. Такое поведение противоречит праву участника на «свободу от принятия ценностей, транслируемых другими членами группы или тренером» и право на уважение и сохранение собственного достоинства.
Пример 3. Тренер учит техникам манипулятивного общения, что в принципе противоречит этическому кодексу тренера и функциям тренера. Согласно этическим правилам, тренер имеет право учить распознавать манипуляции и противостоять им, но не манипулировать. Тренинг в принципе возник и развивался в русле гуманистической психологии, где ценностью считается партнерское общение, а манипулятивное поведение рассматривается как проявление психического нездоровья, в частности, как неспособность доверять другому человеку.
Из исследований гуманистических психологов известно, что здоровая и самоактуализирующаяся личность разделяет такие ценности, как:
- Партнёрские отношения «Я – Ты»
- Доверие людям
- Вера в человеческий потенциал
- Признание и учёт индивидуальных различий
- Адекватное выражение чувств
- Аутентичное поведение
- Открытость новому опыту
- Стремление к саморазвитию (3)
Носителем именно этих ценностей является компетентный и внутренне гармоничный тренер.
Тренинговые технологии
Украинский тренинговый рынок, равно как и Российский, представляет собой микс из разных подходов, методов, школ, практик, тренинговых компаний и просто отдельно практикующих тренеров. Технологии обучения – важнейший фактор, влияющий на экологию тренинга. Соответственно, выбирая тренера или тренинговую компанию, желательно поинтересоваться методами, которые используются в тренинге.
Вот, к примеру, несколько организаций, которые, благодаря своим методам и целям, признаны деструктивными и опасными сектами (с полным перечнем можно ознакомиться в итоговом документе Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза ХХI века», апрель 2001 г.).
Сайентология или дианетика (учение Хаббарда). В 1965 году Австралийской комиссией по расследованиям, методы, используемые Сайентологией, признаны злом, а ее практика признана таковой, которая составляет серьезную угрозу обществу и семье. Подобное признание сайентология получила во Франции и некоторых других странах.
Онтопсихология. В Италии по результатам расследований полицией и Министерством внутренних дел в 1998 году онтопсихология внесена в список самых опасных культов страны. В Бразилии онтопсихология определена как деструктивная секта, культ и ее деятельность запрещена официальными организациями психологов. Называть себя онтопсихологом здесь считается нарушением профессиональной этики.
Лайфспринг – аналогичные тренинговые программы в Украине и России известны как «Шаг в будущее». Как правило, представляют собой трехступенчатые программы (базовый курс, продвинутый курс, лидерская программа). Лайфспринг включен в список сект Российской ассоциацией центров изучения религии и сект (РАЦИРС).
Кроме того, я бы обратил ваше внимание на нейро-лингвистическое программирование, которое, с моей точки зрения, представляет собой набор практик и принципов, чуждых славянской культуре. Для индивидуалисткой культуры, ярким примером которой являются США (откуда и пришло НЛП), характерна переоценка значимости успехов и достижений. Здесь важен вопрос «Чего я добился?». Для славян и, в частности, украинцев, присуща некоторая созерцательность, иначе говоря, внимание к вопросам бытия «Как я живу?» НЛП зачастую предлагает способ действий по принципу «цель оправдывает средства», поэтому НЛП так богато манипулятивными техниками общения. Да, манипуляции позволяют быстро добиться результата, «сделать» быструю продажу. Но манипуляции любого рода наносят ущерб долгосрочным отношениям с клиентом и перспективам дальнейшего сотрудничества. НЛП – хороший способ подменить человеческие отношения манипулятивными техниками и приемами.
Мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда необходимо переучивать продажников, чтобы вместо манипуляций они учились строить долгосрочные отношения с клиентами на основе доверия и партнерской стратегии взаимодействия.
По сути НЛП – это набор техник и практик, где, к сожалению, отсутствует научная основа, нет экспериментально полученных подтверждений эффективности, отсутствует философская основа. Соответственно НЛП – это не метод, а «винегрет» из практик.
Контекст обучения
1) Организационные вопросы.
Проведение тренинга в выходные дни нежелательно, т.к. выходные – это личное время, которым сотрудники имеют право распоряжаться по собственному усмотрению.
Принуждение к участию в тренинге в значительной степени снижает мотивацию к обучению, продуцирует сопротивление обучению и агрессию в адрес тренера.
2) Действия руководителя во время тренинга.
Поведение руководителей может быть как эффективным, так и деструктивным для климата в группе и безопасности участников тренинга.
а) Руководитель занимает в тренинге позицию наблюдателя-оценщика и периодически бросает реплики, которые указывают на то, что он оценивает участников тренинга. Такие действия руководителя, как правило, ведут к снижению активности участников и отказу от участия в ролевых играх, дискуссиях, упражнениях, тем самым значительно ухудшая эффективность тренинга.
Приведу выдержку из анкеты обратной связи участника тренинга, в котором руководитель занимал описываемую позицию: «Жаль, что присутствующее на тренинге, руководство не смогло контролировать свои эмоции в ситуациях с нашими «неудобными» ответами».
б) Руководитель использует тренинг и перерывы между тренинговыми сессиями для оказания «педагогического» воздействия.
Недавно, проводя корпоративный тренинг, я столкнулся с проведением «альтернативного тренинга» одним из руководителей в обеденном перерыве, о чем узнал случайно. Руководитель, участвовавший в тренинге во время обеденного перерыва, наставлял сотрудников, говоря о том, что они должны делать в работе с клиентом, а чего не должны. В результате действий руководителя, работа группы после перерыва значительно усложнилась, в воздухе «повисло» напряжение.
в) Допуск наблюдателей на тренинг без согласования с участниками тренинга – еще один пример нарушения этики тренером, в результате чего значительно ухудшается атмосфера в группе и снижается активность участников тренинга.
Принятие руководителем кадровых решений на основе информации, полученной о сотрудниках в тренинге, например, увольнение, изменение зарплаты (повышение или снижение). Если принимаются подобные решения непосредственно после тренинга, у сотрудников могут возникнуть гипотезы о том, что это именно тренинг так повлиял на судьбу коллеги, а значит, в ходе тренинга проводилась оценка. В дальнейшем корпоративный тренинг будет восприниматься как инструмент оценки сотрудников, а не как возможность для обучения и развития, что в дальнейшем негативно скажется на эффективности любого корпоративного обучения (4).
Таков беглый, но не исчерпывающий обзор факторов, деструктивно влияющих на экологию тренинга. В статье на каждую группу факторов, влияющих на экологию тренинга, я привел самые «популярные» примеры, с которыми доводилось сталкиваться на практике. В приведенных ситуациях можно увидеть, с одной стороны, снижение эффективности тренинга, с другой, в большинстве случаев, нарушение прав участников.
Таким образом можно констатировать тот факт, что нарушение прав участников снижает эффективность тренинга в целом.
Вопрос экологии неизбежно становится актуальным на определенном этапе профессионального развития тренера. И если тренер не задумывается об этической стороне своей работы это, вероятно, свидетельствует о его моральной незрелости и профессиональной некомпетентности.
Представить работу тренера без этических аспектов – все равно, что свести искусство хирурга к работе мясника. И тот и другой виртуозно владеют ножом, но на этом их сходство заканчивается.
Экология тренинга это, прежде всего, безопасность участников тренингового процесса. Соблюдение профессиональной этики тренером не только защищает права участников, но и способствует эффективности тренинга.
Ключевая фигура, влияющая на экологию тренинга, – тренер. Если тренер имеет профессиональную подготовку, является личностно зрелым и внутренне гармоничным, его действия неизбежно будут экологичны.
------------------------------------------------------
1. Тренер имеет право удалять участника ТОЛЬКО (!) в случае алкогольного опьянения и/или психологической или физической агрессии.
2. Подробнее вы можете ознакомиться с профессиональными требованиями в статье «Компетентность тренера: структура и логика подготовки журнал "Обучение персонала"» №4/2009 г., сс.46-49.
3. Подробнее о требованиях к тренеру смотрите «Компетентность тренера: структура и логика подготовки» журнал "Обучение персонала"» №4/2009 г., сс.46-49.
4. Подробнее о влиянии организационных вопросов и действий руководителя на эффективность корпоративного тренинга Вы можете узнать в статье «Корпоративное обучение: влияние оргвопросов на эффективность тренинга» журнал «Управление персоналом - Украина» №2 (173) /2008 г., сс.46-51.
Дата: 26.05.2010
Автор: Петр Холявчук